Горит огнем звезда Востока…
Ох, и тонкое это дело – Восток. Особенно бывший советский. Говорят, и перестройка началась с «хлопкового дела», которое раскручивали Гдлян и Иванов (не путать последнего с нашим Петровичем). Тогда газеты, типа «Правды», «Труда» и «Известий» хором удивлялись, как коммунист Адылов догадался устроить концлагерь из родного совхоза, ведь он сам сын батрака. Вот именно поэтому и впал товарищ Адылов в полнейший беспредел. Его рабские гены изо всех сил мстили всем, кто под руку попадался. Мы сами такое в России проходили, «из грязи да в князи». Но все равно в этом есть своя, восточная изюминка.
Со мной на одном курсе на сценарном факультете учился изумительный представитель хлопковой республики – Юсуп Разыков. Шесть долгих лет учебы мы с друзьями ловили кайф от общения с ним. Смесь европейских манер с восточной обходительностью. А как он умел ухаживать за прекрасным полом…. По три раза в год ему в общежитие кровати меняли, вот как он умел ухаживать!.. Самое милое, он всех своих пассий ухитрялся сдружить друг с другом. Мне тогда стало ясно, как в восточных гаремах обходятся без поножовщины. Всех к делу пристроить: одна – бутылки сдает, другая – носки штопает…
Я был у него в гостях в конце 90-го. Юсуп монтировал свою первую кинокартину как режиссер-постановщик. По вечерам мы дописывали сценарий нового боевика, который вышел в прокат без нашего участия под названием «Московская любовь» (смотреть категорически не советую). День я проводил в обществе четырех очаровательных сестер Юсупа. Надо сказать, что Ташкент в гастрономическом плане в те годы выгодно отличался от основной столицы государства. Алайский базар сводил с ума запахами пряностей и перезревших дынь за три квартала, водку продавали во всех киосках «Союзпечати»(!). Я писал с трудом, трудно заниматься творчеством, когда в желудке переваривается плов с баранинкой. Девушки плотным кольцом окружили меня вниманием и заботой (не подумайте дурного!). Сначала я чувствовал себя крайне неудобно. Даже пытался мыть за собой посуду. Девушки расстраивались, а вечером я получил нагоняй от восточного друга:
- Ты моих сестер московскими замашками не порть. Ишь ты, сам он посуду вымоет!.. Как я их мужьям в глаза буду смотреть? Начинается все с посуды, а потом кофе в постель и прочее свинство…
- Так у них и мужья есть?!
- А ты думал! И дети…
- А чего они здесь целый день толкутся?
- Ты тупой? К старшему брату друг приехал…
- Юсуп, а чего ж ты у бывшей московской жены дневал и ночевал на кухне?
- У нее какая была девичья фамилия?
- Ну, Фогельсон…
- Вот видишь. Восток и Ближний Восток – это две большие разницы…
Много лет прошло с тех пор. Мы с Юсупом живем в двух разных государствах. Он там теперь большой человек - министр кинематографии, ответственный секретарь Союза кинематографистов, директор «Узбекфильма»…. Полностью приватизировал национальный кинематограф. От него великий Али Хамраев в Италию сбежал, как Горький от Ленина. Если увидите фильм узбекского производства, знайте, сценарист-режиссер-продюсер – Разыков. Хотя, где вы его увидите? И сможете ли досмотреть до конца? Мне юсуповское «Царство женщин» показалось сантой-барбарой, хотя шло час двадцать. Три года назад пытался говорить с бывшим дружком о совместном проекте. Со мной общался вальяжный эмир Бухарский. Так тот, советский Юсуп, стал теперь дорог… Умом Россию не понять? Вы Узбекистан попробуйте!
Что происходит в Андижане? Масса противоречивых данных. «Голубой друг» (в смысле – телевизор) сообщает о трехстах освобожденных заключенных местной колонии. Информагентства умножают эту цифру минимум на десять. И то и другое – очень много. Ведь освобождали не только оппозиционных и религиозных лидеров (у нас их ваххабитами кличут), но и банальных убийц, насильников, бандитов. Дальше мы знаем: магазины, склады, обменные пункты…. Уже сожжены театр и кинотеатр. Чем же им высокое искусство насолило? Никак, «Детей Розенталя» репетировали. Очень «по-мужски» повели себя солдаты Андижанского гарнизона. Просили защиты у населения, аники-воины. А тем, кто из тюрьмы вышел, да оружие захватил – терять нечего, только вперед, на Ташкент. Одно не понятно, если это религиозные фанатики, то при чем тут наш Президент? Информагентство «Фергана.ру» сообщило, что они призывают Путина быть посредником в переговорах с его коллегой Каримовым. Это то же самое, если бы Басаев попросил Владимира Владимировича лично познакомить его с генпрокурором Устиновым.
В ближайшие дни, уверен, или Андижан в крови захлебнется, или мы узнаем много нового о семье Ислама Каримова. Скорее первое, Каримов – опытный аппаратчик, чуждый сантиментов, а город в кольце спецслужб. Зря что ли они отключили российские и зарубежные телеканалы? Сейчас и журналистов высылать начнут. Любимый стиль восточных правителей – все интервью только в парандже.
Леонид ЧЕРТОК, большой любитель плова
Фото РБК