Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Заставь депутата богу молиться…. Размышляя над госдумовскими инициативами

Как ни парадоксально звучит, но российский рекламный рынок еще находится в эмбриональном состоянии, пятнадцать лет – не срок. В СССР, стране всеобщего дефицита, реклама не нужна была в принципе. Помните, лицемерные слоганы: «Летайте самолетами Аэрофлота!» или «Храните деньги в Сберегательной кассе!»? Можно подумать, у людей был выбор – чем летать и где хранить. Из моих детских походов с отцом в Лужники память сохранила гениальный в своей притягательности плакат, висевший в закусочной с говорящим названием «Финиш»: «Нет в мире вкусней и полезней закуски, чем сельдь с лучком и картошка по-русски». Ему вторил задорный призыв: «Пейте пиво!». Можно подумать, кого-то нужно было уговаривать…

Каждая советская контора, типа бендеровской «Рога и копыта», имела в своем бюджете рекламную строку. Суммы выделялись приличные, за их неосвоение можно было и по шапке, ротацию фондов социалистическое планирование отвергало, как пережиток самодержавия. В Москве существовала целая киностудия теле-радио рекламы. На ней в конце 80-х работала моя матушка, всегда выискивающая то место, где можно ничего не делать, получая прожиточный минимум. Меня веселило, как на полном серьезе снимался рекламный шедевр о Торговой сети «Океан». В те годы полки рыбных «супермаркетов» покрывали снопы морской капусты и пирамиды «Частика в томате». Для тех, кто брал с заднего входа клешни крабов, никакая реклама не нужна. А призыв ездить исключительно на автомобилях ВАЗ я вообще считал подсудным издевательством…

Когда в 89-ом я ушел из государственного кинематографа в частный бизнес, первая идея была раскрутить производство видеороликов. Но ни заказчики, ни телевизионщики просто не понимали, о чем я говорю. Просветление наступило в 91-ом параллельно с появлением товаров и услуг. Взрыв же рекламной активности пришелся на время ваучеризации и финансовых пирамид. Эх, золотое было времечко, заказы на рекламу приносили даже останкинские уборщицы! К качеству изделий тоже никаких претензий. На фоне всеобщей компиляции (монтаж ролика из фрагментов кинофильмов) история об ущербном Лене Голубкове смотрелась «Сладкой жизнью» от Феллини. Все потому, что в стране не было рекламных специалистов, советская власть не считала нужным этому учить, зачем? За производство брались все, по тому принципу, по которому поэт меняет на кухне кран из-за экономии денег на сантехника. Как правило, такие краны текут. Вот и реклама «текла».

Порой происходили фантастические вещи. В 94-ом со мной встретились представители долгопруднинской братвы. Их интерес к телерекламе был напрямую связан с ужесточением борьбы с рэкетом. Ребятам пришла действительно оригинальная идея: не просто «доить» коммерсантов, а предлагать им производство и размещение рекламы. По завышенным ценам, естественно. «А если не будут заказывать? Тогда включаем паяльник в розетку»…. Может, я тогда зря отказался от сотрудничества?..

Момент истины наступил после дефолта 98-го. Исчезали коммерческие банки, постоянные потребители эфирного времени. Транснациональные корпорации, те, кому под силу осилить 30.000$ за минуту, приостановили свою активную деятельность на российском рынке. Федеральные каналы полгода крутили неоплаченные рекламные блоки только для того, чтобы сам рынок видеопродукции не умер. В этот момент компания «Видео-интернейшнл» нанесла решительный удар по своему основному конкуренту Сергею Лисовскому, вынудив его уйти в куриный бизнес и Совет Федерации. Это было не очень сложно, отец-основатель рекламного монополиста Михаил Лесин в то время трудился министром печати. В эфире наступил относительный порядок, практически в каждом гуманитарном вузе открылись отделения рекламы, российские видеоролики стали получать Каннских Львов. Вот и навязчивая реклама пива ушла куда-то за полночь, хотя по визуальному ощущению пить его стали не меньше. По крайней мере, в моем доме. Но депутаты Госдумы и не думают останавливаться на достигнутом.

Уже в этом году суммарный показ рекламы за эфирный час сократится до 12 минут. Это, несмотря на то, что крупные рекламодатели имеют привычку заключать договоры на год вперед с существенной предоплатой. Народные избранники в который раз апеллируют к интересам своих избирателей. Никто и не спорит, меня, как обывателя, тоже раздражает реклама в середине фильма. Но таких обывателей и на Западе миллиард. Они молчат, потому что знают: без рекламы телевидение просто умрет. Или станет проводником чьих-то политических интересов, что тоже не есть гуд. При ужасающей, на первый взгляд, стоимости минуты в прайм-тайм на канале ОРТ, она раз в десять ниже своего американского аналога. Правда, у западного телезрителя есть вариант: подключиться к платному фильмовому каналу. И у нашего есть. Но много ли вы знаете среди своих знакомых владельцев «тарелки» НТВ+? Я так ни одного. Хотим мы смотреть бесплатное ТВ? Придется терпеть рекламу, других вариантов нет.

Кто пострадает от сокращения объемов телерекламы? В первую очередь рядовые телевизионщики, у них сегодня и так зарплаты более чем скромные. Но и зрителю тоже достанется. Деньги от проката рекламы, в первую очередь, идут на производство сериалов, документальных фильмов и авторских программ. Государство всегда финансово поддержит телевидение в популяризации своих идей и нацпроектов. Но нужна ли ему развлекаловка? Очень сильно сомневаюсь. Сейчас отовсюду слышится стон об отсутствии свободных СМИ, сами депутаты об этом говорят. Где же взять эту свободу при финансовой зависимости от власть имущих?

Самый ощутимый удар, конечно, получат региональные телекомпании, их рекламный доход меньше на порядки. Соответственно, единственный выход – полностью «лечь» под местные политические или финансовые группировки. Что, «Поморью», «Эсте» и «АТК-Медиа» без этого ангажированности не хватает? Я понимаю, депутат – живой человек, а человек не может разбираться во всем сразу. Но среди «охотнорядовских сидельцев» есть профессионалы от телевидения: Александра Буратаева, Валерий Комиссаров, Александр Невзоров. Неужели не догадались провести ликбез для коллег? Особенно неприятно, что такие непродуманные решения оправдываются наказами избирателей. Такое уже было, ценами на водку в советское время поднималась исключительно «по желанию трудящихся». А потом эти «трудящиеся» тащили из дома последнюю мебель…

Но, с другой стороны, может быть наши народные избранники, наконец, стали принципиальными? Их столько обвиняли в лоббировании чьих-то интересов, что они делом решили доказать свой альтруизм? Как же, ждите…. Параллельно с поправками к рекламному закону депутаты решили себе позволить такую «малость», как предпринимательскую деятельность. Типа, давайте легализуем то, что все равно существует. Я в ужасе смотрел в воскресенье, как молодой депутат, владелец сети супермаркетов «Седьмой континент», с улыбкой на устах объяснял журналисту Марку Дейчу, как трудно в современном мире прожить на одну зарплату народного представителя. Даже адвокат Борщевский его не убедил в аморальности такого послабления. Действительно, зачем защищать какой-то рекламный рынок? Пусть этим сами рекламщики займутся, если таковые есть в депутатском корпусе. Остальные же будут отстаивать интересы «по профилю». Неясно одно, при таком разнообразии интересов достанется ли что-нибудь простому избирателю?

А вы еще ругаете депутатов с площади Ленина. По сравнению со столичными коллегами наши умники и умницы. Красавцы, одним словом!

Леонид Черток, автор тридцати двух рекламных роликов.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (174)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20