Как пишет «Страна.ру», главные положения этих законов касаются сокращения срока службы с весны 2007 года с нынешних двух до полутора лет, с 2008 года до года, а также связанного с этим сокращения количества отсрочек с нынешних 25 до 14. Кроме того, будут рассмотрены вопросы ужесточения ответственности за несоблюдение военнослужащими условий контракта, создания военных центров при гражданских вузах, а также упразднения института прикомандирования офицеров и генералов к органам государственной власти. Как сообщили Стране.Ru в военном ведомстве, документы согласованы с заинтересованными федеральными органами и получили положительное заключение в Минюсте.
Рассмотрение пакетного законопроекта «по отсрочкам», как его уже прозвали в обществе, ожидали еще с конца прошлого года. Однако Минобороны, по словам статс-секретаря - заместителя министра обороны Николая Панкова, не хотело спешить, досконально выверяя все формулировки и основания для предстоящего секвестра законодательно закрепленных отсрочек от призыва. Военные, оставляя 16 наиболее социально значимых отсрочек, настаивают на полной и частичной отмене 9 «менее социально значимых». Предполагая негативную реакцию общества на предстоящие нововведения, в военном ведомстве хотели максимально подстраховаться и выверить все положения нового законопроекта.
Военные говорят, что не против сокращения срока службы с двух лет до года, но взамен просят снять часть отсрочек. По словам Панкова, вызвано это, прежде всего, тем, что давно назрела необходимость восстановления социальной справедливости. Этот термин на недавней пресс-конференции подробно расшифровал министр обороны Сергей Иванов, подчеркнувший, что сегодняшняя российская армия в буквальном смысле может считаться «рабоче-крестьянской», что в принципе неправильно, так как служить должны представители всех социальных слоев общества.
"Мы призываем 9 человек из 100, - констатирует начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба генерал Василий Смирнов, - хотя еще в 1994 году этот показатель составлял 25 человек из сотни. Самые большие проблемы с призывниками в Москве и Московской, Иркутской, Нижегородской областях - здесь показатели не превышают и 5 процентов...".
Вторая проблема в том, что в преддверии перехода на год службы военным нужно большее количество потенциальных призывников. Военные утверждают, что в этом случае ежегодно придется призывать на службу не 350 тысяч человек, как сейчас, а сразу 700 тысяч. И тут закономерен вопрос: где их найти? Россия переживает демографический спад. Его пик как раз приходится на 2008 год. По данным Госкомстата, с 1988 года отмечен резкий спад рождаемости мальчиков: если в 1987 году их родилось 1 млн 250 тысяч, то в 1999 году - лишь 630 тысяч. То есть в недалеком будущем мужчин призывного возраста будет, как минимум, вдвое меньше. Если учесть, что от этих 630 тысяч удастся призвать 9%, то получится, что некомплект армии составит не 5%, а все 95%. Отсюда и стремление Минобороны пересмотреть ситуацию с отсрочками.
По словам Василия Смирнова, в России существует 25 законодательно закрепленных возможностей легально "откосить" от призыва (во времена СССР их было всего 9). Стратегия пересмотра достаточно проста. Из 4 основных групп отсрочек: учебных (студентам), социальных (для ухода за престарелыми родителями и в связи с рождением ребенка), профессиональных (для сотрудников МВД, МЧС) - было предложено сократить две - социальные и профессиональные. Если все предложения Минобороны будут поддержаны, то в милицию или пожарные части на службу будут брать только после армии, а наличие престарелых родителей или только что родившийся ребенок не будут считаться уважительными причинами для отсрочки от службы в армии. Плюс сокращение количества военных кафедр в вузах. В итоге это и даст искомый призывной контингент. При этом, как говорят в Минобороны, предстоит изменить и саму систему призыва. Если сейчас призыв проходит два раза в год: весной и осенью, то не исключено, что в будущем он станет ежеквартальным.
С упразднением военных кафедр все так же прозрачно. "Большинство военных кафедр в гражданских вузах нас не удовлетворяют, и государство не всегда правильно тратит средства на их содержание, - говорит главком Сухопутных войск Александр Маслов. - Мы проанализировали ситуацию и подготовим предложение о сокращении этих кафедр. Все равно никаких денежных средств не хватит, чтобы поднять до уровня военных вузов учебно-материальные базы военных кафедр гражданских вузов. К тому же, перепроизводство офицеров запаса привело к созданию мобилизационного резерва, многократно превышающего потребности страны - 3,5 млн человек (численность Вооруженных сил - 1,2 млн, из них офицеров - около 500 тысяч).
По словам главкома, в настоящее время военное обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса осуществляют в 226 гражданских вузах страны, на военных кафедрах обучается около 50 тысяч человек. Однако из ежегодно выпускаемых 16 тысяч офицеров запаса Минобороны призывают не более 5 тысяч человек. Закон «Об обороне» определяет право Минобороны самостоятельно принимать решение о количестве мобилизационного резерва страны. Иными словам, военные вправе открывать или закрывать военные кафедры, вузы, а также решать, сколько человек им необходимо призвать в армейский строй для решения текущих задач. В результате из 229 существующих сегодня кафедр останутся только 68. Причем 35 из них - специализированные учебные центры, в которых студенты из различных вузов будут проходить спецподготовку по офицерским специальностям. После учебы на таких кафедрах им будет присваиваться первичное офицерское звание лейтенанта, и они будут обязаны отслужить, как минимум, три года по контракту с Минобороны. За время обучения в вузе и в военном учебном центре министерство обороны обещает выплачивать, кроме обычной студенческой стипендии, еще и дополнительные деньги (в соответствии с занимаемой должностью солдата или сержанта-контрактника). Еще будут созданы 33 военные кафедры, после обучения на которых студенты также получат звание лейтенанта, но с одной пометкой - запаса. Это означает, что они могут быть призваны только в случае появления специального указа президента России.
Еще один важный законопроект, предложенный к утверждению, - об упразднении института прикомандирования офицеров и генералов к органам государственной власти. Его авторы предлагают привести институт прикомандирования в соответствие с требованиями закона о госслужбе. «Военнослужащие, прикомандированные к организациям и учреждениям, выполняющим задачи по обеспечению обороны и безопасности государства, если там не предусмотрена федеральная государственная служба, могут находиться в указанных организациях и учреждениях только на условиях приостановления ими военной службы", - настаивают авторы законопроекта.
Не исключено, что в проекте закона будет предусмотрена возможность прохождения военной службы и введение воинских должностей в федеральных государственных органах, где по закону военная служба не предусмотрена. Не секрет, что оклады прикомандированных сегодня превышают денежное содержание тех, кто несет службу в войсках. Если предложение будет принято, погоны могут снять до 3,5 тысячи человек. Хотя, по словам Сергея Иванова, это лишь 1 процент от всего офицерского корпуса страны, но очевидно: содержание этой привилегированной бригады для военного ведомства довольно обременительно. Таким образом, планируется и устранить социальную несправедливость, когда одни служат за копейки где-нибудь в Забайкалье, а другие с комфортом проходят службу в престижных ведомствах в пределах Садового кольца.