Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Вселенная Баха. Страсти по Матфею

Там над обломками эпох,

С улыбкой на губах,

Ведут беседу Бах и Бог,

Седые Бог и Бах.

(Г.С.Семёнов)

С XVII века европейские страны начинает завоёвывать опера. В Италии, Франции, Англии и в германских княжествах создаются национальные оперные школы с государственной поддержкой. К жанру, основанному на синтезе музыки, сценического действия и слова, обратились многие композиторы-современники Баха. Интерес имел и материальную подоплёку – публика платила немалые деньги за представления; имена сочинителей опер становились известными и популярными, что позволяло их носителям диктовать выгодные условия при заключении контрактов на новые произведения и исполнение ранее написанных.

Иоганн Себастьян Бах не писал опер. Исследователи его творчества предполагают, что «пучина забвения», поглотившая его творчество после смерти во многом связана именно с этим фактом жизни композитора. Мир оперных сюжетов для музыкального проповедника христианских ценностей, каким был Бах, казался чуждым. Он творил в своей Вселенной, создавая шедевры высочайшего уровня. Один из них, или, может быть, главный в творчестве Баха – «Страсти по Матфею». В Списке произведений Баха, созданного Шмидером, произведение занесено под номером BWV 244.

Следует сказать, что в жанре «Страстей» писали в те времена и другие церковные композиторы. Страсти — вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основанное на евангельских текстах. Их ещё называют пассионами.

В 1725 году в Лейпциге состоялось исполнение «Страстей по Иоанну» Баха. Всего же, по словам Вильгельма Фридемана Баха (старший сын Баха), его отец создал пять пассионов. Три из них потеряны.

В основе сюжета «Страстей по Матфею» лежат события последних трёх дней жизни Христа - Тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение.

Окончательная версия пассиона (сочинение ещё называют и ораторией) состоит из фрагментов Евангелия от Матфея, стихов Пикандера и текстов ранее написанных другими авторами хоралов. Евангельские сюжеты Бах раскрывает на основе вечных, волнующих людей проблем – добра, зла, справедливости, нравственного подвига. Христос предстаёт живым, глубоко страдающим человеком, мужественно принимающим муки, идущим на смерть ради счастья людей. Словно из жизни взяты образы ученика Христа – Петра, предателя Иуды, римского наместника в Иудее – Пилата, Первосвященника и других.

Премьера этого грандиозного по замыслу и воплощению сочинения, включающего 78 номеров, состоялась в Страстную пятницу 11 апреля 1727 года в лейпцигской церкви Святого Фомы и длилась более четырёх часов.

Публика ничего не поняла. В вышедших позднее газетах о премьере ничего не писалось. Главным музыкальным событием того дня было признано исполнение «Страстей» некоего Готлиба Фребера в другой церкви Лейпцига.

Через девять лет, в 1736 году Бах представил новую редакцию оратории. И снова приём у публики был более чем прохладный.

Потом «Страсти по Матфею» не исполнялись почти целый век. Лишь в 1829 году в Берлине Феликс Мендельсон исполнил сокращённую версию пассиона, которая потрясла слушателей. С этого концерта началось «баховское возрождение».

Мир любого пассиона наполнен скорбью и слезами. Оратория Баха проникнута светом. Сила любви способна победить даже смерть.

В наши дни «Страсти по Матфею» признаны одной из вершин всей классической музыки. Фрагменты из пассиона звучат в исполнении величайших музыкантов и солистов, использованы режиссёрами во многих фильмах.

***

На фото - картина французского живописца Гюстава Доре (1832-1883) «Долина слёз». На первой приложенной записи звучит Ария альта, о которой замечательно сказала российский музыковед Д.К.Кирнарская: «Ария альта из “Страстей по Матфею” — это пример всего самого совершенного и дорогого, созданного гением И.С. Баха. Здесь он выразил себя без остатка, до конца, высказал все, ради чего он жил и обращался к людям в своей музыке… И как всегда у Баха, эта мелодия кажется бесконечной: текут, нанизываются друг на друга вздыхающие фразы — слушая эту музыку, нельзя не вспомнить всех раскаявшихся грешников, душа которых, как душа Петра, очистилась через покаянную молитву». Вторая запись – Заключительный хор «Мы склоняемся над гробом Господним».

Очистим наши души. И да поможет в этом великая музыка.

Александр Чашев

***

Предыдущая статья из сборника «Вселенная Баха»:

 http://rusnord.ru/culture/55181-vselennaja-baha-pashalnaja-oratorija.html

 

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (320)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20