Мы давно говорим, а чаще даже стонем по поводу малой привлекательности Архангельской области для инвестиционных вложений. Тут и пресловутая северная надбавка (многие ее ощущают?), и географическая тупиковость (дальше Архангельска поезда не идут), и высокие тарифы на энергоносители (сами когда-то отказались от атомной тепловой станции… а теперь во всем виноват нардеп Барашков).
Это в общем о регионе. А уж что касается районов, так совсем беда.
Есть лесной и бумажный бизнесы в Новодвинске, Коряжме и Устьянах, вполне себе самодостаточные, есть поморские алмазы… всё, точка. Нужны идеи, которые будут развиваться именно на частные деньги, бюджет для этого слишком неповоротлив, много бюрократических формальностей, которые не обойдёшь.
Увы, но в целом экономика нашей страны ориентирована на добывающую промышленность, именно в неё не боятся вкладываться. В Архангельской области это алмазы, лес и бокситы. Которые или не восстанавливаются вовсе (две позиции), или процесс тянется годами (одна позиция). А дальше что?
Вот пример: Ленский район. Из очевидных минусов - удаленность от транспортных магистралей и густонаселенных районов области, отсутствие устойчивого автомобильного сообщения с центральной частью региона привело к тому, что сегодня во всем районе проживает лишь 11 с небольшим тысяч человек. Причём треть из них – в райцентре, Яренске.
И только бы это. половина населения Ленского района нигде не работает в силу юного и пожилого возраста. Отсюда низкие поступления от НДФЛ в бюджет и очень слабая бюджетная обеспеченность на душу населения. Да и предприятий тут совсем немного: доступный лес повырубили ещё при советской власти, можно рассчитывать разве что на газовиков Урдомы да железную дорогу. Но там новых масштабных проектов не ожидается, так что и поступлений в районную казну вряд ли станет больше. А местный бизнес в силу своей сугубой локальности и отсутствия выходов на внешние рынки погоды не сделает.
То есть, район ещё как-то выживает за счёт областных трансфертов. Которые тоже не бездонны, так как сам регион дотационный. Например, не хватает средств на постройку нового детского садика в Урдоме, что влечёт за собой отток трудоспособного населения самого репродуктивного возраста. А это практически приговор для будущих поколений.
А вот другие, не менее острые и важные проблемы. Отсутствие переправы Яренск-Урдома. Отсутствие инфраструктуры – линии электропередач и дороги к участкам, выделяемым для многодетных семей. Это уличное освещение в населенных пунктах, состояние дороги Котлас – Яренск, которую в Ленском районе называют «дорогой жизни».
Или водопроводные сети и качество питьевой воды, о котором гудят все социальные сети, пестрящие фотографиями коричневой воды, вопросы водоотведения во всех населенных пунктах района. Те же колодцы, колонки, фонари и мостки в небольших муниципальных образованиях, таких, как Козьминское и Сойгинское.
Но вот у Ленского района появляется шанс. В лице внешнего инвестора ООО «Технопарк», за которым стоит вся бюджетная мощь правительства Москвы. Инвестпроект – пусть спорный, пусть вызывающих поначалу много вопросов – предложен району и региону в целом. Его можно и нужно дорабатывать, «привязывать» к местности, дошлифовывать, но суть останется неизменной: 10,5 миллиардов прямых инвестиций в район и 1,5-миллиардный социальный бонус только за первые три года. Если учесть, что годовой бюджет всего района меньше одного социального бонуса, то вывод очевиден: за счёт столичного инвестора район сможет обрести буквально «второе дыхание».
Что такое новое развивающееся предприятие со столичными инвестициями для любой глубинки? Да всё! Это рабочие места, зарплаты, налоги в бюджет, укрепление социальной базы, строительство жилья, привлечение товаров и досугового бизнеса. Жизнь, короче.
Впрочем, у всего этого есть противники. Которые выступают в роли защитников экологии и прав местного населения, а на самом деле…
О том, кто на самом деле стоит за этими активистами и дирижирует протестом, читайте 30 декабря в выпуске Итоги уходящего 2018 года на сайте RUSNORD.
Леонид Черток