Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Проект Гудим-Левковича "О тех, кого я помню и люблю": Нина Мешко - поморская песня в цепях "социалистического реализма"

Край наш поморский
В движении и силе,
Ему по плечу Новый век!
Космос, богатства,
Глубины морские -
Все покорит человек!
Н. К. Мешко. «Гимн Архангельской области»

Совсем скоро - 31 мая мы отметим 100-летие Нины Константиновны Мешко. Юбилейные торжества уже начались, и в панегиричных текстах недостатка наблюдаться не будет. Но мне бы хотелось обратить внимание на еще один юбилей – 31 октября исполнится 10 лет с момента принятия гимна Архангельской области, автором музыки и текста которого является Нина Мешко. Можно сказать, что это произведение – своеобразный итог ее жизни и творчества: созданный по всем канонам и правилам гимн за 10 лет так и не стал народным. И даже в официальных случаях в залах часто происходит суматоха – многие забывают, что нужно стоять, а некоторые не скрывают ироничных улыбок. Он уже давно не звучит в исполнении Северного хора, и в отличие от гимна столицы Поморья – песни «Мы любим тебя, Архангельск!» за душу, что называется, не трогает…

В своих воспоминаниях Нина Мешко написала: «Я дитя и ровесница Советской власти и всем своим существом ощущаю причастность к моему времени. Я жила его радостями и бедами, достижениями и болями. Молодые могут моим ровесникам позавидовать: семь десятков лет такого невиданного исторического эксперимента, как строительство совершенно нового общества, прожиты лично, увидены глазами очевидца и участника этой жизни. И как бы ни относились сегодня к тем давним событиям, я уверена, в историю они врубятся красной строкой. Я очень горжусь, что эпоха Советской власти – моя эпоха, что она взрастила меня». Замечательные слова, учитывая, что в ее биографиях указывают, что некий «Международный Монархический Двор» (зарегистрированный, кстати, как обычное ООО) пожаловал ей, «дворянский титул княгини», с занесением фамилии и титула в «Бархатную Дворянскую Родословную Книгу «Новая Элита Мира»». Его основатель Бугаев-Понятовский «жаловал» такие «титулы» оптом и в розницу – от Михалкова до Шварцнегера и от Лужкова до Киркорова. Это еще что, а вот бывший завхоз Гнесинского училища, где много лет преподавала Мешко - Николай Дальский, тот вовсе объявил себя «князем Романовым», выправил паспорт и даже «короновался» как «император Николай III»… Вот такая компания. Но оставим в покое авантюристов и самозванцев.
В годы столыпинской аграрной реформы дед Нины Мешко Иван Воробьев вышел из крестьянской общины деревни Малахово Ржевского уезда Тверской губернии на хутор, получивший название Кожухово. С помощью сыновей отстроил дом на опушке леса с названием «Гарь», разбил сад и огород. В хозяйстве было 2 лошади, 2 коровы. «Дедушка и бабушка были религиозны, и в красном углу висел киот с иконами. А за иконами у деда хранились какие-то николаевские деньги, не имевшие уже никакой цены. Тем не менее, каждое утро дед доставал пачку бумажных денег и тщательно их пересчитывал», - вспоминала Нина Мешко. Ее отец Константин Иванович сумел закончить Ржевскую мужскую гимназию, где учился за казенный счет, и стал учителем начальной школы. Мама – Александра Васильевна Дюкова, была дочерью псаломщика Благовещенской церкви села Збоево. «Дед отдал ее учиться на портниху, но мама потихоньку от него сама подготовилась к экзамену и поступила в Ржевское епархиальное училище. Закончив его в 17 лет, стала учительницей», - рассказывала Мешко. Все это еще при «проклятом царском режиме»…
С раннего детства Нина росла в атмосфере любви к музыке и пению. У мамы был замечательный голос, а отец не только руководил школьным хором, но и был регентом хора церкви святых Бориса и Глеба. В их доме по субботам и воскресеньям собирались любители пения. Многие приезжали на лошадях за десятки километров только для того, чтобы попеть и пообщаться. «Мое самое первое детское воспоминание тоже связано с пением. Сколько мне было, я не помню, может, даже меньше года, потому что я была завернута в пуховый платок с руками и ногами, и кто-то держал меня на руках. В кухне вокруг большого деревянного стола сидели люди и все пели. А я при этом испытывала какое-то неизъяснимое блаженство. Позже, став чуть-чуть постарше, я захотела вновь пережить это состояние блаженства. В наивной детской вере, что все дело в платке, я пыталась завернуться в него с руками и ногами. Но руки и ноги вылезали наружу, а со мной ничего так и не происходило... Я удивлялась и не могла понять, в чем дело», - рассказывала Нина Мешко. Как считала сама Нина Константиновна, жизнь могла бы повернуться по-другому, но её брат Владимир привез ей в деревню ноты и сказал: «Учись!» И её настолько захватил мир музыки, что она решила: только музыка и больше ничего! Маленькая Нина самостоятельно освоила игру на рояле, изучила элементарную теорию музыки, сольфеджио. В 1938 г. она окончила Музыкальное училище имени Октябрьской революции в Москве. В годы войны находилась в эвакуации в Бугульминском районе Татарской АССР, работала в колхозе «Колхозный путь». А судьба брата сложилась трагично, в ноябре 1941 г. уже в эвакуации, он был арестован и в мае 1942-го расстрелян. Реабилитировали его только в марте 1962 г.
В 1945 г. Нина Мешко заканчивает дирижерско-хоровой факультет Московской Государственной консерватории им. Чайковского по классу профессора Николая Данилина – руководившего в свое время Синодальным хором Московской Патриархии и Государственным хором СССР. Именно в консерватории Нина Константиновна впервые услышала Северный хор. Он произвел на неё очень сильное впечатление. Она руководила хоровыми коллективами художественной самодеятельности, преподавала в Московском музыкально-педагогическом училище. В 1954 г. создала народный хор Московской области, который в 1957 г. стал лауреатом Всесоюзного конкурса на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. В 1956-1960 гг. - хормейстер хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В 1955 г. Министерство культуры провело всесоюзное совещание по вопросам деятельности профессиональных и любительских народных хоровых коллективов. Итоги дискуссии были опубликованы в журнале «Советская музыка». Именно тогда Нина Мешко сформулировала свое творческое кредо: «Многие молодые любители народного пения либо вовсе не умеют петь, либо подражают популярным исполнителям. А руководители и сами толком не знают, что такое народная манера пения. Нередко на концертной эстраде русская удаль превращается в развязность, разухабистость, появляется надрыв, слащавая сентиментальность. Певцы то замирают до шепота, то переходят на крик. Голоса заметно вибрируют или даже качаются, звучание голоса слышится где-то в глотке. Мелодия то и дело прерывается горловыми призвуками, «иканьем». Пение сопровождается заученной жестикуляцией, часто не соответствующей содержанию песни, чрезмерной мимикой и артикуляцией. В лирических и протяжных песнях голос звучит слезливо. Такое пение у тех, кто знает и любит русскую песню, вызывает чувство протеста, несмотря даже на несомненный талант исполнителей, потому что, опошляя русское народное пение, а, следовательно, и песню, оно наносит ей трудно поправимый ущерб. ...Пора сделать методические и теоретические обобщения. Надо создать науку о народном пении». И она ее создала, а в качестве лаборатории служил Северный русский народный хор, который Мешко бессменно возглавляла с 1960-го г. При ней хор стал академическим, получил международное призвание, а его художественный руководитель удостоилась множества званий и наград. Своё творческое долголетие Нина Константиновна объясняла тем, что более тридцати лет ежедневно занималась йогой и аутотренингом, а главное – «любовью к своему делу, которое является смыслом жизни». Итогом являлось качественное изменение знаменитого хора: если изначально Северный хор был аутентичным этнографически-бытовым коллективом – переносил на сцену старинные обряды и деревенский быт, то Мешко сделала его коллективом профессиональным, несущим «художественно-обобщенное воплощение народности». Хорошо это или плохо, не мне судить, хотя еще в далеком 1955 г. оппоненты Нины Мешко призывали к невмешательству в традиционное пение для сохранения первозданности, чистоты народного фольклора…
Проект закона о гимне Архангельской области был предложен депутатом регионального парламента Дмитрием Таскаевым еще в 2005 г. В июле того же года глава региона Николай Киселев своим указом объявил конкурс на лучший проект его музыкальной редакции и текста со сроком проведения до 1 декабря. О подведении итогов конкурса я информации найти не сумел, но 31 октября 2007 г. закон о гимне с приложениями, включавшими его музыку и текст, автором которых являлась Нина Мешко, был принят обслобранием 35 голосами. А в публичном пространстве он широко прозвучал 18 апреля следующего года, на инаугурации уже нового губернатора, приехавшего в наш город из далекого Якутска транзитом через столицу. Гимн исполнял Северный хор под руководством Нины Мешко.

Менее чем через год после принятия закона о гимне 9 октября 2008 г. его автор ушла из жизни. Похоронена Нина Константиновна в Москве, на Введенском кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы планируете провести свой отдых в Крыму, то вас может заинтересовать сколько будет стоить такси Симферополь Гурзуф цена. Поверьте, вы будете приятно удивлены. Заказывайте такси и с комфортом доедьте до месита назначения.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (302)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20