Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Чему смеетесь? Заметки о театре

На днях завершил «литературный» эксперимент, в ходе которого просил собеседников продолжить ассоциативный ряд после слов «Катерина» и «гроза».

Закончившие школы до восьмидесятых годов, почти не задумываясь, выдавали: «Луч света в тёмном царстве». Крепко засел в памяти школяров доЕГЭшной эры популярный фразеологизм, образовавшийся из заголовка статьи Н.А. Добролюбова, написанной в 1860 году и посвящённой драме А.Н. Островского «Гроза».

Чем ближе к нашим дням годы выпуска из школ и ВУЗов участников мини-опроса, тем реже звучало приведённое выражение, ставшее в «плохие-хорошие» времена хрестоматийным мемом.

Вспомнилось из тех лет нормального просвещения многократно озвученное недоумение советских учеников: «Зачем нам, будущим строителям коммунизма, знать о пережитках прошлого? Ведь прототипы действующих лиц дореволюционных романов, повестей, рассказов, пьес давно скончались».

Увы, иногда прошлое становится настоящим. На иной спирали времени вновь строится российский капитализм. Потому и сочинения писателей минувших веков звучат ныне остро и злободневно. Есть пророки в родном Отечестве. Тени купцов, банкиров и фабрикантов прошлого обрели живые личины, их носители правят балом в современной России. И узнаются в образах литературных героев «тёмного царства».

Вот купец Дикой из города Калинова (драма «Гроза», написана в 1859 году) общается с местным интеллигентом Кулигиным, осмелившимся попросить немного денег на украшение города и устройство громоотводов. Купец с бранью отказывает, обзывает просителя вором и мошенником, а на кроткое возмущение Кулигина отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь?».

И будто не было полутора веков, имеющие деньги и власть самодуры, преодолев пространственно-временные континуумы, повылезали из щелей; право личности на уважение, одинаковая для всех законность часто ставятся под сомнение; о справедливости на деле мечтают униженные и оскорблённые двадцать первого века. «Возьмите историю, вспомните свою жизнь, оглянитесь вокруг себя - вы везде найдете оправдание наших слов», - обращается Добролюбов к читателям и зрителям драмы «Гроза», ставшей в последнее время необычайно популярной у современных театральных режиссёров.

Идут «нормальные» и разные версии «Грозы» в московском Театре Вахтангова, в Воронеже, Краснодаре, Первоуральске и в Архангельске.

На завершившемся недавно фестивале «Золотая маска» художественный руководитель БДТ Андрей Могучий стал лауреатом в номинации «Работа режиссера» за спектакль «Гроза» Большого драматического театра имени Товстоногова, поставленный в виде старинной оперы, где одетые в стиле палехских росписей персонажи, разыгрывают историю про живых и мёртвых.

«Самовыражаются» и другими способами. Так, в московском Театре Наций состоялась премьера жесткого, эротического спектакля по мотивам «Грозы» режиссёра Марчелли да ещё и под песню Шнурова «Рыба моей мечты». Художники - они же дети? Имеют право?

В апрельском репертуаре московских театров звучат красноречивые названия и других сочинений русских классиков: «Преступление и наказание», «Не всё коту масленица», «Карамазовы», «Женитьба», «Вишнёвый сад», «Бешеные деньги», «Горе от ума», «Записки сумасшедшего», «Дядя Ваня», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Васса Железнова», «Чайка», «Свои люди – сочтёмся» и др.

Из «классического» ряда выбивается театр Виктюка со спектаклями «Давай займёмся сексом», «Путаны» и «Маскарад маркиза де Сада». У кого, что болит, тот о том и говорит?

И, конечно же, популярен «Ревизор» Николая Гоголя. И вновь, когда читаешь комедию, или смотришь её театральную постановку, поражаешься сходству лиц, дел, ситуаций, настроений дней давно минувших и настоящих.

Словно Хлестаков, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, почтмейстер Шпекин, частный пристав Уховёртов, полицейские Свистунов с Держимордой, унтер-офицерская жена, другие действующие лица всего лишь сменили костюмы, вооружились айпадами с айфонами, живут рядом и даже в нас самих.

В главах иных сёл и городов узнаётся городничий Сквозник-Дмухановский. Николай Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дает следующую характеристику «герою»: «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души». Он признает, что грешен, исправно посещает церковь и думает когда-нибудь покаяться, но никогда не пропустит того, «что плывет в руки». Хвастается умением обманывать: «...Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...».

Премьера комедии состоялась 19 апреля (1 мая) 1836 года в Александринском театре. Зрителями были и действующие городничие - главы административно-полицейской власти уездных городов, назначаемые Сенатом по представлению генерал-губернаторов. Должность, введённая в 1775 году, упразднена в 1862 году. То есть обобщённый портрет городского главы для комедии «рисовался» Гоголем с «натур». Среди них были весьма любопытные личности.

В разделе "Из былого прошлого" пятого номера журнала "Известия общества изучения Русского Севера" за 1910 год опубликован документ за 1795 год под названием «Наряд о свидетельстве в Банковой конторе денежной казны». В нём содержится Рапорт Архангельского городничего Чернецкого, адресованный «Высокородному и Превосходительному господину генерал-поручику Правителю Архангельского Наместничества и кавалеру Ивану Романовичу Ливену».

   В рапорте пример-майор и кавалер Чернецкий весьма подробно и красноречиво (эталон для нынешних мэров и полицейских?) повествует о нанесённой ему обиде.  Выполняя поручение губернатора, он обратился к директору Архангельской Банковой конторы Арсеньеву с требованием освидетельствования денежных сумм. Ранее он уже являлся в банк, но не был допущен к кассе под тем предлогом, что явился в неурочное время.  Следует сказать, что в предыдущие визиты помощь в пересчёте казны городничему оказывал товарищ (заместитель – прим. автора) директора г-н Краузольд. При повторном посещении зама на рабочем месте почему-то не оказалось.

    Дальнейшие события (со слов городничего) развернулись следующим образом: Выполняя поручение, обратился к директору конторы Арсеньеву, по прочтении которого  «оный сев в начальное место с довольною суровостью сказал присяжному, к сундуку приблизившемуся: вынимай деньги, пусть считает».

    О подлинной причине «суровости» архивные документы не упоминают. Задела она и очень сильно сердце жандарма, лирика разбудила в нём: «Поелику же я на сей раз должен был представить особу вашего превосходительства, то и понижения, учинённого мне им, Арсеньевым, принять и терпеть было не можно, почему и принуждён был я ему, Арсеньеву, напомнить, что суровость его при таковых обстоятельствах невместна и что начальничество его, в котором оный на сей раз предо мною являлся, также есть излишное».

  Вот только не принял аргументы директор: «на противу чего он, ответствуя мне шумным и грубым образом, приказал сидящему в присутствии за особым столом камериру Устинову читать для меня закон, преподающий правила, каким образом должно поступать в присутствии банковой конторы».

    Разумеется, представитель власти ответил на это привычным, железным аргументом: ваш закон для меня не писан.

     Тогда Арсеньев «с криком выговорил: ты бредишь, тебе надобно открыть кровь, да примолвил: пошлите за лекарем».

    Далее городничий попытался в рапорте развить мысль: де обида нанесена не ему Чернецкому, а Правителю Наместничества и потому: «осмеливаюсь чрез сие вашему превосходительству изъяснить, дабы поступкам его, Арсеньева, могла быть преграда и я, невинно будучи довольно уже от него обиженным, не мог бы сугубо потерпеть неприятностей, да и самого наконец пред лицом вашим обнесения, то не благоугодно ли будет вашему превосходительству по всем вышеизложенным обстоятельствам повелеть, за болезнию товарища его, господина Краузольда, при сем случае присутствовать кому и иному».

    Где же просьба наказать директора банка? Нет её. Увы, деньги имеют власть. В буквальном и переносном смыслах этого мерзкого правила.

    И потому не обижайте городничих, господа.

***

Родившийся в 27 году древнеримский писатель Гай Петроний, называвшийся при дворе Нерона «арбитром изящества», произнёс фразу, украсившую через полтора тысячелетия здание театра «Глобус», для которого писал Шекспир: «Mundus universus exercet histrioniam». Что в буквальном переводе с латинского означает: «Весь мир занимается лицедейством».

В монологе Жака из комедии Шекспира «Как вам это понравится» эта мысль звучит следующим образом:

Весь мир – театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры,

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Тягаться с классиками простому смертному дело заведомо провальное. Но попробовать можно. И потому ещё один вариант прочтения мысли Гая Петрония Арбитра:

Главный Режиссёр Всего Сущего – Бог.

Все остальные им назначены.

В том числе и пресловутый антипод.

Он же падший ангел.

Люди - артисты, с полученной при рождении ролью.

Кто и как сыграл Он знает.

Придёт время и на мимолётной аудиенции скажет с доброй улыбкой: «Не верю!».

И отправит в иной личине и с другой ролью в тот же земной театр.

***

Комедия «Ревизор» (в оригинале) заканчивается словами Городничего: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.Эх, вы…».

Занавес закрывается. Жизнь продолжается. Смеёмся.

Александр Чашев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Думаете, как повысить свою квалификацию? Пройдите курс обучения. Поможет в этом учебно-информационный центр. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте http://centrprosvet.ru.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (306)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20