Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Проект Гудим-Левковича "О тех, кого я помню и люблю": Дмитрий Лохов - повелитель Кукол

В следующем году в Архангельском театре кукол отметят сразу два юбилея: 85 лет создания и полвека творческого служения в нем Дмитрия Лохова. А в прошлом году исполнилось 30 лет, как Дмитрий Александрович возглавил уникальный коллектив. Создав собственную концепцию кукольного храма Мельпомены, он построил в столице Поморья театр-дом, театр - цельный организм. Он в полном смысле слова сотворил новый театр, причем не на пустом месте, а, что значительно сложнее, на основе прежнего, с 50-летней историей…

Я познакомился с главными героями этого театра особым образом. С 1963 года для репетиций, а потом и хранения кукол, театр использовал помещение радиодома, на углу набережной и ул. Попова – здание бывшей усадьбы английского консула в Архангельске Вайтеда. Помещение это было не простое, а подвальное, с массивными полукруглыми сводами, и глубокими нишами, что само по себе создавало загадочную и таинственную атмосферу. Туда вела крутая лестница с поворотом. И вдруг – из одной такой ниши, а то и прямо из-под свода – появлялся Арлекин, или Коломбина, и говорили голосом тети Светы (Михайловой) или дяди Саши (Чуркина): «Здравствуй Гоша! А ты как тут оказался?» А я там оказался очень просто и прозаично – с мамой пришел в бухгалтерию, где ей зарплату выдавали… Как говориться – возвышенное и земное. Тем более, на стенах висели плакаты по гражданской обороне: «Вспышка слева – вспышка справа», и «Как укрывать скот от радиации». Потом, в павильоне Архангельского телевидения моими лучшими друзьями стали Кот Мурлыка и Буратино – те самые из «Почты малышей», которые говорили голосами тети Беллы (Пацевич) и тети Любы (Будыки). Сегодня уже моя дочь с огромным удовольствием ходит на спектакли театра кукол. И сама дома разыгрывает самые настоящие представления.

Как когда-то и сам нынешний худрук театра. Ведь Дмитрий Лохов впервые увидел сцену в 6 лет. Как вспоминает мастер: «Это был какой-то драматический спектакль, что-то на производственную тему, потому, что там, в комбинезонах ходили». Но маленького архангелогородца раз и навсегда поразила сама атмосфера театра, которая запала в душу навсегда. Ведь театр – зрелище особого сильнодействия, создающие иллюзию реальности. На сцене все происходит сиюминутно, при соучастии зрителя. А если это ребёнок, то он воспринимает игру как обращенную непосредственно к нему. Поэтому маленький Дима Лохов – как сейчас моя Лиза – начал устраивать домашние спектакли. «Там были не куклы, а предметы: карандаш, бритва, резинка... и фонарик электрический - я его пластилином облепил и сделал дракона», - рассказывал Дмитрий Александрович.

После школы он не прошёл по конкурсу в Архангельский педагогический институт. Приятель работал в театре, и позвал: «Приходи». Тогда в Архангельске это было в порядке вещей – практически в тоже время моя мама (правда, закончив заочно АГПИ) так же пришла на телевидение. В театре его будущий художественный руководитель вначале оказался сразу на двух должностях: осветителя и звукооператора. Актером Дмитрий Лохов стал случайно. Как-то на гастролях заболел один артист, и он его заменил и был принят в труппу. Потом поступил в ЛГИТМиК, закончив который, вернулся, в ставший родным театр, профессиональным актером. Но о режиссуре думал всегда, хотя и не очень активно. Должно было прийти его время. «Это были 1970-е годы, в советском театре кукол был такой большой взрыв, возникали новые формы... И мне хотелось их попробовать», – рассказывал Дмитрий Александрович.

30 лет назад Архангельский театр кукол бывший, по сути «ящиком марионеток», пусть в интересном, но подвале, или «вещью в себе», заключенной в тесных рамках, получил, наконец, свое здание – правда с горнами и барабанами на фасаде. Перед новым главным режиссером стояла глобальная задача – открыть «ящик Пандоры» - воплотить в сценическую жизнь накопленный потенциал, ограненный новыми идеями. Ведь театр кукол издавна считался развлекательным. И в этом трудно переубедить зрителя, особенно приходящего на спектакль в первый раз.

«Это нормально и хорошо, когда театр не обманывает зрителя. Он его развлекает, но, развлекая, вводит в глубины культуры, философии, в размышления о жизни. Он не делает это серьёзно, через иронию, играя, шутя. Ведь кукла - она, так или иначе, пародия на человека, пародия в высоком смысле слова. И не обязательно только ерничество или издевательство. Это маленькая модель человека, как и театр - модель мира. Кукла всё делает по-своему, она по-своему существует, живёт... Иногда неуклюже, но в этой неуклюжести есть своя прелесть, потому, что мы как бы наблюдаем всё это со стороны, мы смеемся над собой, мы иронизируем», - в этих словах – творческое кредо подлинного художника Дмитрия Лохова.

Как это ни парадоксально, он не признает исключительно детской литературы и театра. Он всегда стремится помочь актерам выразить свою позицию, а не следовать слепо за режиссерской концепцией. В итоге Дмитрий Лохов ставит то, что ему интересно, а актеры играют то, что интересно им - не сюсюкая с поросятами и зайчиками, а играя в истории. В лю6ом его детском спектакле должны 6ыть мотивы и для взрослых.

«У актеров, как и у всех людей, множество проблем. Но я им говорю: есть место, где вы на час-два можете освободиться от всего. Это театр. Получайте удовольствие, и вы вылечите все свои болячки. Сам момент коллективного размышления над спектаклем, над сценой - это идеальный театр для меня в смысле сотворчества. Если ты не выражаешь себя, то нет и смысла в театре. Главное - творчество», - суть режиссуры обладателя «Золотой маски».

Выбор сюжетов для постановок у Дмитрия Лохова, как никогда современен. Пример - классическая шекспировская трагедия – «Быть иль не быть», разыгранная языком кукольного театра, где «куклы-актеры» мучаются этой глобальной проблемой. Ведь, как известно, куклы любят прикидываться людьми, исполнять пьесы из репертуара «человеческого» театра. Им нравится страдать, любить, ненавидеть, «рвать страсти в клочья», плести интриги, жить и эффектно умирать. В итоге на сцене - «Трагедия грома и крови» вполне в духе нашего времени, которую зрители не устают смотреть. А сказке Шарля Пьеро «Кот в сапогах» более трёх столетий, а её до сих пор любят дети и взрослые, ведь рассказанная в ней история не теряет актуальности. «Иногда ощущается утрата какой-то внутренней энергетики. Вот я смотрю на улице, вокруг, в мире, что-то как-то выдыхается. А кот же - это авантюра, энергия, это же всегда движение», - говорит мастер.

И он абсолютно прав. Ведь что такое театр? Это коллективное искусство, где каждая творческая личность, участвующая в постановке, вносит в нее свой вклад. Выводя легендарных героев в кукольном балагане, Дмитрий Лохов не забывает о «бороде» театральной традиции и сознательно смешивает, казалось бы, совершенно разные стилевые направления и сценические сюжеты. Упоение свободой выражено даже в типе используемых кукол: каждой из скрупулезно сделанных ярких фигурок управляют несколько кукловодов, и это сообщает персонажам поистине ртутную подвижность.

«Я много лет думаю: болезненное состояние мира - через что оно преодолевается? Ни через что его не преодолеть. Но само общение, сама театральная игра, которая происходит здесь и сейчас, - это и есть шанс преодоления. В жизни все перемешано, поэтому всегда хочется, чтобы не было однозначно серьезно, потому, что это ужасно. Ужасно, когда человек видит всё в одном цвете, пусть не в чёрном, а в розовом... Чаще всего, если человек так существует, он просто врёт самому себе в первую очередь. Нельзя из всего устраивать трагедию... Так же, как и балаган. В жизни все всегда переплетено, потому трагикомедия, трагифарс - мой любимый жанр», - в этом весь Дмитрий Лохов.

Он изо всех сил старается не опускаться до уровня провинциализма, хотя ситуации заставляют, постоянно заставляют опускать планку ниже, ниже, ниже... Нельзя! Нужно подниматься всё время, хотя бы чуть-чуть. Стараться подняться, но так, чтобы это было понятно зрителю.

 

 

 

 

 

 

Любая вечеринка – это положительные эмоции, веселье, приятные разговоры под бой бокал. После их завершения чувствуется усталость. Добраться домой поможет услуга такси «пьяный водитель», которая вас то доставит из пункта А в пункт Б. Более детально ознакомиться с информацией можно здесь на сайте http://www.evacuator.by. Качество обслуживания гарантировано.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (147)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20