Долгое время надеялся на здравый смысл по вопросу восстановления «Запада», особенно когда увидел забор вокруг шхуны, но похоже он так и не проявляется. Спасибо автору (речь о материале Владимира Станулевича – прим. редакции) за то, что он снова пробудил интерес к теме. Правда, я не согласен, что «Запад» - это символ Архангельска. Хотя я и моряк, но как символ города мне больше нравится графическое изображение высотки на фоне гостиных дворов. Строить в качестве символа города реплику (давайте лучше говорить макет) судна неудавшихся русских экспедиций – это очень сомнительное предложение. Макетам, моделям таких судов место в музеях, интерьерах кабинетов и в кинофильмах. Морским символом Архангельска более всего достойны стать коч или лодья, но для Красной пристани они не столь эффектны, как восстановленный «Запад». Г-н Станулевич предлагает проголосовать за то, какое из судов поставить на Красной пристани, поэтому я привожу свои аргументы в пользу шхуны «Запад», хотя бы потому, что она уже там есть, пусть даже в обгоревшем виде.
Теперь о «Западе». В 2000 году я пришел работать в отдел водного транспорта Департамента транспорта и связи Администрации Архангельской области. Курировал морской транспорт. Нашему департаменту глава администрации А.А. Ефремов поручил контролировать восстановление шхуны «Запад». На тот момент судно входило в число экспонатов Музея Северного мореплавания и имело сертификат «Памятника науки и техники»Ассоциации научно – технических музеев российского национального комитета Международного совета музеев. Функция охраны такого памятника возлагалась ранее и возлагается сейчас на Департамент культуры Администрации области и Министерство культуры Правительства области соответственно. Время было непростое и расчет был только на спонсоров. Спонсоров было мало, но они были. Сейчас не помню кем, но на Соломбальскую судоверфь деревянного судостроения для ремонта шхуны был привезен отборный строевой лес. Директор Соломбальской судоверфи Е.Н. Ватлецов во время консультаций охарактеризовал состояние судна на то время «как способное к самостоятельному плаванию после ремонта на «класс» - есть такое требование Регистра судоходства. Такая задача не ставилась, а для ремонта надо было строить укрытие.
В 2004 году, после проигрыша А.А. Ефремовым выборов, Н.И. Киселев снял с Департамента транспорта и связи обязанности контроля за ремонтом шхуны. Летом того же года работник Департамента культуры, с которым мы контактировали по шхуне, на мой вопрос о состоянии дела радостно ответил, что они исключили шхуну из перечня экспонатов. Зачем, на каком основании, законно- ли это? Работники музея использовали шхуну как офисное помещение с электрическими обогревателями. Летом 2015 года мы с моим бывшим коллегой по Администрации области и бывшим механиком СМП пришли в обновленный Морской музей на экскурсию. Разговорились с сотрудниками о шхуне. О техническом состоянии толком ничего не услышали. На наш вопрос - контактируют ли они с Е.Н. Ватлецовым, который является одним из самых авторитетных экспертов по деревянному судостроению в России, ситуацию с «Западом», был получен отрицательный ответ.
Архангельск в долгу перед северным мореплаванием за то, что не сохранил ни одного значимого для моряков судна. В 60-х годах прошлого века Архангельск не смог сохранить для потомков знаменитый орденоносный пароход «Георгий Седов», а Мурманск – легендарный ледокол «Ермак». Но в 70-е годы Мурманск сохранил первый в мире атомный ледокол «Ленин», а мы - ничего, и если бы не «Звездочка» с пароходом «Гоголь», то было бы еще печальнее. Сейчас мурманчане решают вопрос о сохранении атомного ледокола «Арктика», а у нас куда - то исчез списанный, но хорошо сохранившийся буксир Архангельского морского порта «Сварщик», купленный царским правительством для работы в порту в первую мировую и принимавший Северные конвои во вторую. Последнее время он стоял у Морского музея.
Мне неизвестны доводы тех, кто намерен нарушить все правила музейного дела и проталкивает идею строительства полноразмерного макета шхуны «Запад» при еще существующем оригинале, имеющем статус «Памятника науки и техники», о чем областные чиновники от культуры всегда замалчивают. Стоить это будет очень дорого и думаю, что дороже, чем восстановление «Запада». В то же время следует учитывать, что деревянные суда очень ремонтнопригодны
Общеизвестно, что существует ревность и конкуренция по разным вопросам между соседними регионами, а теперь еще оказывается, по судостроению, и с Воронежем за звание «колыбели судостроения». Вот и надо доказать, что Архангельск может заботиться о своей истории. Восстановите шхуну «Запад», сделайте из нее красивое судно, покрытое свежей краской, с отлаженным рангоутом и планширями покрытыми лаком.
Уважаемый господин редактор ИА RUSNORD, прошу предложить высказаться на страницах вашего издания по поднятому вопросу Министерство культуры области, бывшего судовладельца ОАО «СМП» и его ветеранов, морские профсоюзы, руководство института им. капитана Воронина, ведь это часть их истории. По первой прикидке судов этого типа в России не осталось.
Что делать – даже стальные суда горят. Англичане известные хранители морских традиций, надо брать с них пример. Когда произошел большой пожар на «Виктории» - флагмане адмирала Нельсона, они за несколько лет восстановили корабль, а не строили реплику. Скажут «ну сравнил, ведь это «Виктория». А за что они сохраняют клипер «Катти Сарк»? Это самое заурядное грузовое парусное судно 19-го века, ничем не отличившееся в истории, но бывшее одним из многих самых совершенных парусников того времени и имеющее такой же статус, как и шхуна «Запад» - памятник науки и техники. В 2007 году на «Катти Сарк» произошел большой пожар. Выгорело 80% обшивки и настила палубы, но более 50% конструкций судна сохранилось, и было принято решение восстановить его. В 2012 году судно снова приняло посетителей. На «Западе» сохранилось по моим оценкам 70-80 % конструкций набора и обшивки.
В 2012 году, по старой памяти, меня попросили помочь подготовить проведение Совета по морской деятельности при Губернаторе области и однажды принесли для подготовки ответа письмо Министерства культуры РФ, где предлагалось дать предложения по федеральному финансированию сохранения объектов культурного наследия на территории области. Конечно – было бы возможно включить туда «Запад», но те, кто должен был его оберегать, недальновидно и непрофессиональн
Предлагаю:
- комиссионно освидетельствова
- в случае положительного решения комиссии, о возможности восстановления «памятника науки и техники – шхуны «Запад», необходимо вернуть судно в перечень экспонатов Морского музея, что даст возможность привлечения на ремонт финансирования, в том числе федерального, через различные программы;
- назначить ответственным исполнителем за технические и организационные вопросы по восстановлению шхуны «Запад» Министерство промышленности Правительства Архангельской области, которое взаимодействует с судостроительным
- обеспечить усиленную охрану судна.
Остальное - за соответствующими министерствами Правительства области, с обязательным контролем и ответственностью
Диагностическая карта автомобиля представляет собой специальный документ, в который вносятся все технические неисправности после осмотра автомобиля. Для самостоятельного получения диагностической карты вам придется потратить очень много времени. Но вы можете купить диагностическую карту техосмотра онлайн быстро и надежно.