Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Куда уходят главреды? Архангельские СМИ в предчувствии больших выборов

В Архангельске проходит очередная перетряска руководящих кадров в СМИ. Говорят, это к выборам. Вот только события февраля…

«Ушли» главного редактора газеты «Архангельск» Елену Доильницыну. Это в заявлении об уходе написано «… по собственному желанию». На самом деле коллеги-журналисты только и обсуждают её крик души – «не хочу превращать газету в один сплошной пресс-релиз».

Увы, такая незавидная доля грозит любому изданию, имеющему финансовую подпитку из областного бюджета, условия те же, как когда-то при однопартийной системе, где перо приравнивалось к штыку и никаких дискуссий. Однако и тогда случались исключения. В середине 70-х газета «Московский комсомолец», печатный орган горкома ВЛКСМ столицы, публикует исповедь некоего Боба Юранова, который признаётся в том, что состоит в московской «стритовой системе» (объединение хиппи) и посыпает голову пеплом за бесцельно прожитые годы. На самом деле это была единственная на тот момент возможность публично рассказать о таком явлении, как неформальная субкультура, а псевдонимом «Боб Юранов» скрывались тогдашние студенты МИХМа, сегодняшние звёзды масс-медиа Андрей Орлов (поэт ОРЛУША) и Андрей Васильев («КоммерсантЪ», продюсер проекта «Гражданин-поэт»). Тот номер газеты за отсутствием копировальной техники перефотографировался и даже переписывался от руки, а статус «МК» взлетел на недосягаемую высоту (несмотря на крупные неприятности у тогдашнего главреда по партийной линии).

Доильницына не скрывала, что «не сошлась во взглядах» с не так давно назначенным руководителем Агентства по печати и СМИ при Правительстве области Натальей Ерёминой. Что странно, с Аллой Валуйских у неё таких проблем не было (или они не выносились на публичную площадку для обсуждений), а Наталья работает в Агентстве с 2011 года. Из чего сам собой напрашивается вывод – меняется в целом подход к информационной политике в сторону прилизанности и закрытости.

Но ведь это бред, особенно в эпоху интернета! Да и просто недальновидно. Тот же упоминавшийся ранее «Московский комсомолец» ещё при Лужкове имел славу «ершистого» издания, и не стеснялся нападать на столичного мэра. Однако в наиболее важные моменты (типа выборов или громких информационных скандалов) газета целиком и полностью вставал на сторону градоначальника, так как подпитывался (и продолжает) из городского бюджета. А критичного до едкости Минкина на страницах популярного издания прекрасно уравновешивает легитимный во всех смыслах депутат Хинштейн (фракция «Единая Россия»). Кто-то называет нынешнего главреда «МК» Павла Гусева мудрецом, кто-то бессовестным конформистом. Ему самому, насколько я знаю, всё равно, лишь бы газета процветала и тираж не падал. Что касается личных доходов… охота на экзотических животных – хобби не для бедняков, архангельским главредам есть, накого равняться.

Вот и вернёмся к делам нашим скорбным. Ротация кадров произошла в «Правде Севера» почти на пороге её столетнего юбилея. Вроде бы там проблемы экономического свойства – собственник аккумулирует свои ресурсы в единый медиа-холдинг под управлением своего проверенного топ-менеджера (Евгения Удалкина). Однако и у этого независимого (декларативно) издания успел случиться «эксцесс непонимания» с новым губернаторским пресс-секретарём, попросившим ещё в конце прошлого года присылать материалы, касающиеся непосредственно шефа, к нему на «читку». И ведь никто не может пока гарантировать редакторский профессионализм Ивана Новикова, который пришёл на эту должность с партийной работы.

Зачем это делается? Читал интервью Игоря Орлова одному местному интернет-изданию с ответами на не самые простые и лицеприятные вопросы… и вдруг возник живой человек, сомневающийся, ошибающийся. А явно заказная статья на Правде.ру, которую только ленивый не обстебал в соцсетях, подобострастная до тошноты, только опускает его имидж.

Кстати, у «Правды Севера» положение не проще губернаторского. Её печатную версию в основном читает старшее поколение, ностальгирующее по социалистическом позитиву. Когда молодёжь всё больше знакомится с ней посредством айфонов, этим остроту вплоть до экстрима подавай (если не чернуху). Как тут проплыть между Сциллой и Харибдой, большой вопрос, журналистское и тактическое мастерство. Надеюсь, приведённый выше пример «МК» им в помощь будет.

Однако для этого необходимо одно непременное условие – руководить информационной политикой на уровне области и крупных городов должны мудрые, дальновидные люди. Которых в обязательном порядке должны слушаться первые лица региона и муниципалитетов, доверять их профессиональному чутью. Иначе получится тот же конфуз, что и при губернаторе Киселёве, который стеснялся телекамер и фотовспышек, открыто не любил журналистов (те отвечали ему взаимностью) и постоянно обижался на них, что выглядело смешно и жалко. Был при губернаторе Орлове такой человек… увы для нас – выбрал собственную семью.

Есть и такая особенность, она же проблема, областного информационного поля – наши СМИ (как и политические партии) преимущественно «вождистского» плана. Мы говорим «Правда Северо-Запада» - подразумеваем Азовского, говорим «Волна» - подразумеваем Поплавского, говорим «Беломорканал» - подразумеваем Рудалёва… ну, и так далее. В каком из периодических изданий сегодня публикуется, например, Анатолий Беднов? Лично я его имя замечаю лишь в связи с отдельными «поморо-казацкими» проектами и статьями в федеральных СМИ. Кто-нибудь заметил, куда исчез Валентин Иванов, до этого претендовавший на неофициальное звание «самого острого пера Архангельска»? (От себя скажу – он в Коряжме). А где Олег Григораш, не только талантливый журналист, он замечательный поэт и писатель? (Работает в АГД, там стабильно и хорошо оплачиваемо). Фактически на продажу выставил себя бывший коллектив «Правды Севера»… о перспективах оного умолчу из вежливости.

Получается так, что у нас можно быть заметным только стоя во главе какого-либо издания. Что в корне неверное, ибо не всякий хорошо пишущий человек одновременно грамотный администратор и стратег. У исполнителей пропадает стимул к собственному росту, ведь журналисты любят не только деньги, но и известность.

Вы обращали внимание на то, что громкие имена в основном представляют оппозиционные издания, что не может нравится власти? Увы, но с этим придётся смириться, ибо критика всегда ярче «положухи». Значит, нужно уметь договариваться… и это опять к вопросу о гибкости и неординарности тех, кто отвечает за информационное пространство в регионе.

Этот год по всем приметам должен быть для СМИ: а) непростым; б) хлебосольным. Первое – из-за кризиса, второе – из-за выборов. Ну, а там – кто выживет. Других изданий для исполнительной власти у нас всё равно нет, и вряд ли они скоро появятся.

Леонид Черток







ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Июль 2021 (332)
Июнь 2021 (341)
Май 2021 (311)
Апрель 2021 (349)
Март 2021 (318)
Февраль 2021 (273)



Деньги


все материалы
«    Июль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20