В региональном парламенте состоялось расширенное заседание комитета по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии, главной темой обсуждения на котором стал внесенный областной прокуратурой законопроект, предполагающий полную отмену исключительных случаев заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Коротко суть. Законопроектом предлагается убрать из областного закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» норму, определяющую исключительные случаи заготовки древесины. Таковых в настоящее время осталось два – для теплоснабжающих организаций и сельскохозяйственных предприятий.
Дискуссия по данному вопросу получилась весьма бурной. Если говорить упрощенно, то действующие исключительные случаи дают право выставлять на аукционы лесные участки для заготовки дров, а также для обеспечения строительными материалами сельхозпредприятий. Естественно, что начальная цена выставления на торги таких участков значительно ниже, чем даже для субъектов малого и среднего предпринимательства. Практически в каждом районе области сегодня работают несколько индивидуальных предпринимателей или малых предприятий, занимающихся обеспечением дровами населения, в том числе и те, основной профиль которых – сельскохозяйственное производство.
Зампред бюджетного комитета областного Собрания Евгений Ухин в своем эмоциональном, ярком, образном, но весьма емком и содержательном выступлении подверг внесенный законопроект резкой критике. Народный избранник отметил, что крупные игроки лесного рынка сегодня не готовы заниматься обеспечением дровами населения в полном объеме и доставить их «каждой бабушке». Да, собственно говоря, это и не их профиль. Евгений Вадимович даже сравнил эту ситуацию с той, когда крупные оборонные предприятия, выпускающие ЗРК С-300, в свое время выпускали капканы для волков и прочие товары народного потребления.
Заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и рыболовству Игорь Арсентьев поддержал коллегу:
- Первое. Многие предприниматели просто откажутся заниматься обеспечением дровами по действующему тарифу, поскольку им это будет не выгодно. А по рыночной цене дрова будут стоить столько, что население вновь захлестнет волна недовольства!
Второе. Представители прокуратуры в обоснование своей позиции приводят федеральное законодательство, необходимость рационального использования лесных ресурсов, лесовосстановления и даже национальные проекты. Только как это все депутаты, избранные от округов, будут объяснять людям на селе, у которых лес через дорогу?
И третье. Если говорить о сельхозпредприятиях, то их по прошлому году в области закрылось порядка 30. Уже совершенно точно в этом году закроется еще часть. Очевидно, что возможность лесозаготовки с целью обеспечения своих собственных нужд является для небольших крестьянско-фермерских хозяйств одной из немногих эффективных форм господдержки. Недавно мы в этом же зале обсуждали, чем помочь нашим сельхозпроизводителям и принимали соответствующие рекомендации, сегодня обсуждаем абсолютно противоположные меры.
Против спешного принятия законопроекта и одномоментного вступления его в силу высказались многие участники заседания, в том числе представлявшие органы местного самоуправления. Но, если он все-таки будет принят на ближайшей сессии, то неочевидные последствия, вероятно, таковы – заготовку древесины в Архангельской области уже с этого года фактически смогут осуществлять только три крупных холдинга: УЛК, ПКП «Титан» и «Группа Илим». Какой при таком раскладе будет цена дровишек для бабушки-пенсионерки, остается только догадываться.