Очень трудная тема - обсуждать буду вместе с вами, ибо однозначного ответа у меня нет.
Все мы помним страсти по расстрелянным журналистам французского
сатирического издания Charlie Hebdo. Убить человека из-за карикатуры на
выдуманного персонажа, хоть его и трижды называют пророком… за гранью моего
понимания - http://rusnord.r
Нет, я с самого начала не был склонен идеализировать «Шарли». Такая сатира совершенно не мой формат. Особенно после того, как выжившие в той бойне журналисты с откровенным профессиональным цинизмом стали наживать капитал на памяти погибших товарищей: увеличивать тираж, собирать миллионные (в евро) пожертвования и далее в том же духе. Сразу вспомнился потухший после убийства Влада Листьева телеэкран Первого канала (тогда ОРТ). Что, кстати, подверглось осуждению и в обществе, и в политике – «корпоративный скорбёж не должен лишать граждан права на развлечение и информацию». Ну, не знаю… я был среди тех, кто скорбел по человеку нового российского телевидения. Правда, и сам работал в той же области.
Надо отдать должное французским сатирикам – все прошедшие с того чёрного января месяцы они настырно подтверждали своё звание политических провокаторов – и христианские ценности обсмеяли, и иудейские, и, страшно писать, даже Путина. Рискну предположить, что появление на страницах этого журнала в дурацком виде стало неким знаком качества для любого политика всемирного формата - за публикацию впору доплачивать, а не обижаться. И вот грань, за которой начинается жёсткая дискуссия на тему профессиональной нравственности - Charlie Hebdo публикует карикатуры на малолетнего Айлана Курди, утонувшего, когда лодка с сирийскими беженцами перевернулась у берегов Турции.
До этого фотографии лежащего на побережье мёртвого ребёнка, которому, по разным данным, было три или четыре года, облетели многие мировые СМИ. И я их видел. Казалось, после всего прожитого и виденного в натуре, а не на экране монитора, сложно привести в душевное смятение. А тут неделю перед глазами стояло, мысли к тому фото постоянно возвращались. Очередное отчаяние по поводу неразумного устройства этого мира (так и до воинствующего атеизма недалеко).
И вот, что называется, ушат холодной воды на голову. На обложке нового номера Charlieразмещён рисунок, по композиции повторяющий резонансный снимок, на котором запечатлено тело Айлана (по крайней мере, ни с чем не спутаешь). На заднем фоне карикатуристы изобразили рекламный щит ресторана быстрого питания со словами: «Акция! Два детских меню по цене одного». Подпись сбоку гласит: «Так близко к цели...».
На втором рисунке тот же мальчик (до этого любой догадается) почти полностью погружён в воду. На поверхности видны только его ноги. Рядом с ним на волнах стоит Иисус Христос, который говорит: «Христиане ходят по воде. Мусульманские дети тонут». Карикатура озаглавлена фразой «Доказательство, что Европа христианская».
Нетрудно догадаться, что моментально началось не только на мусульманском Востоке, но и во всём мире. Так, Сообщество чернокожих адвокатов собирается подать иск в Международный уголовный суд. По словам руководителя организации Питера Херберта, Charlie Hebdo является расистским и ксенофобским журналом, который пропагандирует нетерпимость и притеснения по религиозным признакам.
Тут же в мировых СМИ появились подробности и уточнения к судьбе несчастного ребёнка. Так, Айлан Курди находился вместе с родственниками и другими беженцами в лодке, направлявшейся в Грецию. В пути она перевернулась. Погибли не менее 12 человек. С помощью родственников семья Курди смогла перебраться из Сирии в Турцию. Оттуда они планировали уехать к близким в Канаду, но власти этой страны отказались их принимать. В результате вместе с другими мигрантами они сели в лодки и попытались доплыть до греческого острова Кос.
По словам отца мальчика, после того, как судно отплыло от берегов Турции, на него обрушились волны. После начавшегося шторма капитан спешно покинул корабль. «Я попытался перехватить управление, но в этот момент нас ударила очередная волна, перевернувшая лодку. Тогда всё и произошло. Я пытался поймать своих детей и жену, но никакой надежды на их спасение не было. Они погибали один за одним», - рассказал журналистам Абдулла Курди.
То есть, только в одной семье погибло сразу несколько человек, но именно Айлан привлёк внимание фотографа. Я, кстати, с самого начала сомневался - уж не постановочный ли это кадр - слишком пронзительно для любителя из спасателей. Но для себя решил, что жизнь – величайший из режиссёров… представить, что кто-то перекладывает мёртвое тельце для лучшего ракурса просто не хватает душевных сил.
Но карикатуры на мёртвого ребёнка - это уже чересчур. Пусть журнал и спровоцировали, вернее, подтолкнули к идее подобной публикации. На демонстрации в Париже, посвящённой проблеме беженцев в Европе, люди держали в руках плакаты в том числе и с надписью «Je suis Aylan» («Я – Айлан»). Однако каждый раз одёргиваю себя – если для тебя лично что-то неприемлемо, это не может быть постулатом для всех. Лишь бы прописанный в кодексе закон не нарушало. Остальное - лишь повод для дискуссии.
Недавно в одной такой поучаствовал в соцсети Facebook. После свой же публикации о свадьбе Пескова и Навки. Мне в горячке доказывали, что любой имеет право на тайны личной жизни. Я оппонировал, что для медийно известных людей, будь то политики, артисты или спортсмены, такой интерес является своеобразным налогом на высокие гонорары. Впрочем, если уж совсем к кому-то под одеяло залез, нужно быть готовым к тому, что, как в случае с известным архангельским журналистом, при любом допущенном тобою проколе тебе прилетит ответка… и на жалость или милосердие рассчитывать бесполезно.
В знаменитом расписном кафе Центрального дома литераторов в Москве есть такая «наскальная» надпись: «Пить можно всем, необходимо только, знать где и с кем, за что, когда и сколько». Примерно то же самое касается и искусства карикатуры – тут важно, кто рисует, где рисует, зачем рисует. В середине 90-х штатный карикатурист МК Алексей Меринов роскошно обстебал тогдашнюю телерекламу – эксгибиционист распахивает плащ: «Видал сосун?», доктор (в другом варианте - женщина) от этого зрелища падает в обморок: «Вот он какой!». Рисунок до сих пор перепечатывают… никому в голову не приходит назвать его пошлостью.
Вообще сатира не обязательно должна быть смешной и милой, у неё могут быть разные формы. Разве можно Жванецкого сравнить с КВН? Но именно тексты Михаила Михайловича лучше запоминаются, заставляют думать и часто достигают цели. Журнал «Шарли» одним январским инцидентом заработал (или даже завоевал) право говорить на самые нелицеприятные темы. Например, ткнуть расслабленных европейских доброхотов в их собственные экскременты безграничной толерантности – из-за вашего попустительства лавинной эмиграции гибнут дети, рвущиеся в рай «Макдональдса». Я уже писал в «Нетолерантном разговоре», что беженцы с Востока рвутся в Европу не столько ради спасения собственных жизней, сколько за промоакциями, сезонными распродажами, шикарными магазинами и Диснейлендами. Сами всё это рекламируете, а потом удивляетесь, что белая когда-то Европа темнеет на глазах. Вот французский журнал и ткнул кой-кого в их же лицемерие.
Сейчас в интернете совсем несложно найти вопли-сопли наших квасных патриотов социалистической ориентации – «вот он, звериный оскал западного капитализма… ничего святого… деградация журналистики… вот Кукрыниксы». А что Кукрыниксы? Художники работали на госзаказ в тоталитарной стране, на их плакатах есть окровавленные детские тела, что тоже работает на подсознание. В этом смысле «Шарли» поступает более открыто, прямолинейно, а, значит, честнее к своим читателям.
Но у себя на сайте я подобное никогда не размещу - ни карикатуры, ни первоначальную фотографию утонувшего малыша - здесь внутреннее табу. Наверное, ещё не дорос до такой степени внутренней свободы, как эти из «Charlie Hebdo»…