Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Все на электрику: почему стоит потратить сбережения на электромобиль

Современные электрокары стоят дороже обычных автомобилей. Но их обслуживание будет значительно дешевле. В экономике владения машиной будущего разбирался Plus-one.ru.

 

В Управлении по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии США (Office of Energy Efficiency and Renewable Energy, EERE, структура Министерства энергетики США) подсчитали, что обслуживание электромобиля обходится значительно дешевле, чем обслуживание машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Среди прочего это связано с тем, что автомобиль с ДВС оснащен большим количеством деталей, которые нуждаются в ремонте и замене.

Специалисты проанализировали руководства по эксплуатации различных марок автомобилей. В их число вошли Toyota, Chevrolet, Nissan, Kia, Volkswagen и Tesla, с четырьмя видами силовых установок. Это автомобили с ДВС (Internal Combustion Engine Vehicle, ICEV), машины на аккумуляторных батареях (Battery Electric Vehicle, BEV), гибридные автомобили (Hybrid Electric Vehicle, HEV, работает одновременно от ДВС и электродвигателя. — Прим. Plus-one.ru) и гибридные автомобили, подключаемые к внешним источникам питания (Plug-In Hybrid Electric Vehicle, PHEV). Во время анализа эксперты отталкивались от того, что водители проходят технический осмотр в соответствии со сроками, установленными производителями. Однако на практике так происходит не всегда. В результате это ведет к росту расходов на ремонт или досрочному завершению срока службы машины.

Расчеты показали, что техническое обслуживание (ТО) BEV будет обходиться владельцу на 41% дешевле, чем обслуживание ICEV. Разница в стоимости ТО между HEV и ICEV составляет 7%, а между PHEV и ICEV — 11%. В денежном выражении затраты на плановое ТО легкового автомобиля с ДВС специалисты оценили в $0,10 за милю, на гибридные автомобили — примерно в $0,09 за милю, а на электромобиль с аккумулятором — в $0,06 за милю.

Это объясняется тем, что электромобили не требуется заправлять маслом. В них также отсутствуют ремень газораспределительного механизма (ГРМ, связующее звено между коленчатым и распределительным валом, синхронизирует работу системы зажигания с ходом поршней и клапанов. — Прим. Plus-one.ru), кислородный датчик, топливный и масляный фильтры, свечи зажигания и многие другие детали, которые нуждаются в постоянном обслуживании. Гибридные автомобили имеют все вышеперечисленные комплектующие, но экономия обеспечивается, в том числе за счет низких затрат на диагностику и ремонт тормозной системы. Эксперты также выяснили, что общие затраты на ремонт HEV, PHEV и BEV будут на 9%, 14% и 33% ниже, чем на ремонт автомобилей с ДВС.

В январе 2021 года президент США Джо Байден пообещал заменить автомобили с ДВС, которые находятся в федеральной собственности, на электрические аналоги, произведенные в стране. По подсчетам Управления общего обслуживания США (General Services Administration), в 2019 году правительственный парк насчитывал более 645 тыс. автомобилей, которые проехали 4,5 млрд миль (7,2 млрд км) и израсходовали 375 млн галлонов (1,4 млрд л) бензина и дизельного топлива. Издание MotorTrend отмечает, что экономия в несколько центов на первый взгляд кажется незначительной. Однако даже если электромобили будут использоваться вместо машин с ДВС в правительственном парке, это поможет сохранить миллиарды долларов из госбюджета. К тому же при расчетах сотрудники EERE не учитывали тот факт, что электроэнергия, необходимая для подзарядки автомобилей, обходится значительно дешевле топлива.

Однако одним из недостатков электротранспорта по-прежнему остается его высокая стоимость, говорит исполнительный директор Общества производителей и продавцов автомобилей Великобритании (Society of Motor Manufacturers and Traders, SMMT). В 2020 году в SMMT выяснили, что более чем 50% британских потребителей не покупают электромобиль из-за дороговизны, даже несмотря на то что в будущем они смогут сэкономить за счет низких эксплуатационных расходов.

 

Когда мир пересядет на электрокары

В общей сложности, по данным организаторов Мюнхенского шоу мобильности (Munich Mobility Show, в прошлом — Международный автомобильный салон), в 2020 году в Великобритании насчитывалось более 447 тыс. электромобилей. По этому показателю она уступала таким странам, как Китай (4,2 млн, или 40% от мирового автопарка), США (1,7 млн) и Германия (702 тыс.). На Германию, Великобританию, Норвегию (433 тыс.) и Францию (413 тыс.) приходилось больше половины электромобилей, которые находятся на дорогах Европы. В 2020 году в Европе было зарегистрировано более 1,37 млн новых электромобилей — почти на 100 тыс. больше, чем в Китае (1,25 млн) и на 1 млн больше, чем в США (302 тыс.). Лидерами по количеству зарегистрированных электрических транспортных средств в Европе стали Германия (394 тыс.), Франция (185 тыс.) и Великобритания (177 тыс.). Кроме того, Европа опередила Китай и США по количеству автомобилей на 1 тыс. жителей: там этот показатель составляет 6,1 шт., в то время как в США и Китае — 5,2 шт. и 3 шт. соответственно. Больше всего электромобилей на 1 тыс. жителей приходится в Норвегии (81), Исландии (36,8) и Швеции (20,6).

Схожие данные приводят сотрудники консалтинговой компании KPMG. По их оценкам, самое большое число электромобилей находится на дорогах Китая (3,5 млн) и США (1,5 млн). Однако эти страны занимают лишь 20-е и 4-е места в рейтинге готовности стран к переходу на электротранспорт. В основу рейтинга легли такие показатели, как количество электрокаров и их доля в автопарке, объемы инвестиций, зарядная инфраструктура, отношение граждан к этому виду транспорта. В исследовании участвовали 3,5 тыс. человек, включая 2 тыс. владельцев электромобилей, экспертов, руководителей крупных компаний, представителей автомобильной индустрии. На первом месте в рейтинге оказались Нидерланды. На долю электромобилей здесь приходится 2,5% автопарка. Второе и третье места заняли Норвегия и Швеция.

Россию аналитики поставили на 23-е место из 25. Она опередила только Бразилию и Индию. Всего в России находится 1 тыс. электрокаров, и их доля в автопарке совсем незначительная. В стране не ведутся разработки в области электротранспорта, она отстает по объему инвестиций в этой отрасли и количеству игроков рынка. А в агентстве «Автостат» оценивают количество электромобилей в России в 8 тыс. Это связано с тем, что в KPMG учитывали только объем официального импорта производителя, тогда как в «Автостате» — все зарегистрированные в МВД машины.

В 2020 году, по данным «Автостата», в России было продано 687 электромобилей, что на 95% больше, чем годом ранее (353 шт.). Как сообщили Plus-one.ru в компании «Авито Авто», в России растут и продажи электрокаров с пробегом: по итогам 2020 года количество сделок на вторичном рынке увеличилось на 119% по сравнению с прошлым годом. Однако доля машин с электрическим приводом на вторичном рынке остается небольшой: по итогам 2020 года она составила 0,069%. «Постепенный рост спроса на электромобили — закономерная тенденция: использование автомобиля с электрическим двигателем дешевле, чем с ДВС (в том числе и за счет более низкой стоимости техобслуживания), — говорят эксперты „Авито Авто“. — Благодаря новым технологиям запас дальности хода электромобилей с каждым годом увеличивается, а на рынке появляется все больше удобных, безопасных моделей».

При этом эксперты отмечают, что в абсолютных цифрах сохраняется большой разрыв между продажами электрокаров и традиционных автомобилей. В России это связано с отсутствием мер господдержки для покупателей, нехваткой необходимой инфраструктуры. Кроме того, сами покупатели сомневаются в практичности такого вида транспорта, так как низкие температуры отрицательно сказываются на электродвигателях. «Ускорить развитие рынка электромобилей в России позволит комплекс мер, среди которых развитие сети зарядных станций, налоговые преференции на ввоз и на владение электромобилями, популяризация осознанного потребления в обществе, а также политика, направленная на сокращение выбросов углекислого газа», — заключают в «Авито Авто».

Тем не менее ожидается, что 2030 году в стране каждый год будет выпускаться не менее 150 тыс. электромобилей. Их доля от общего объема производства автотранспорта может достичь 10%. Об этом в начале июня сообщил директор департамента секторов экономики Минэкономразвития Максим Колесников. По поручению правительства ведомство разработало концепцию развития электротранспорта, стоимость которой изначально оценивалась в 418 млрд рублей. Позднее стало известно, что для реализации программы потребуется более 803 млрд рублей, в том числе 181,6 млрд должно поступить из госбюджета (ранее в ведомстве запрашивали 153,5 млрд рублей). Часть бюджетных средств будет собрана за счет ввозной пошлины на электромобили, а также за счет утильсбора на автомобили с ДВС. Однако финансирование, как сообщает «Коммерсант», еще не согласовано. Число зарядных станций к 2030 году должно достичь 70 тыс., 11 тыс. из которых появятся уже к 2024 году.

 

Автор: Евгения Чернышёва 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (278)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20