Современные электрокары стоят дороже обычных автомобилей. Но их обслуживание будет значительно дешевле. В экономике владения машиной будущего разбирался Plus-one.ru.
В Управлении по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии США (Office of Energy Efficiency and Renewable Energy, EERE, структура Министерства энергетики США) подсчитали, что обслуживание электромобиля обходится значительно дешевле, чем обслуживание машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Среди прочего это связано с тем, что автомобиль с ДВС оснащен большим количеством деталей, которые нуждаются в ремонте и замене.
Специалисты проанализировали руководства по эксплуатации различных марок автомобилей. В их число вошли Toyota, Chevrolet, Nissan, Kia, Volkswagen и Tesla, с четырьмя видами силовых установок. Это автомобили с ДВС (Internal Combustion Engine Vehicle, ICEV), машины на аккумуляторных батареях (Battery Electric Vehicle, BEV), гибридные автомобили (Hybrid Electric Vehicle, HEV, работает одновременно от ДВС и электродвигателя. — Прим. Plus-one.ru) и гибридные автомобили, подключаемые к внешним источникам питания (Plug-In Hybrid Electric Vehicle, PHEV). Во время анализа эксперты отталкивались от того, что водители проходят технический осмотр в соответствии со сроками, установленными производителями. Однако на практике так происходит не всегда. В результате это ведет к росту расходов на ремонт или досрочному завершению срока службы машины.
Расчеты показали, что техническое обслуживание (ТО) BEV будет обходиться владельцу на 41% дешевле, чем обслуживание ICEV. Разница в стоимости ТО между HEV и ICEV составляет 7%, а между PHEV и ICEV — 11%. В денежном выражении затраты на плановое ТО легкового автомобиля с ДВС специалисты оценили в $0,10 за милю, на гибридные автомобили — примерно в $0,09 за милю, а на электромобиль с аккумулятором — в $0,06 за милю.
Это объясняется тем, что электромобили не требуется заправлять маслом. В них также отсутствуют ремень газораспределительного механизма (ГРМ, связующее звено между коленчатым и распределительным валом, синхронизирует работу системы зажигания с ходом поршней и клапанов. — Прим. Plus-one.ru), кислородный датчик, топливный и масляный фильтры, свечи зажигания и многие другие детали, которые нуждаются в постоянном обслуживании. Гибридные автомобили имеют все вышеперечисленные комплектующие, но экономия обеспечивается, в том числе за счет низких затрат на диагностику и ремонт тормозной системы. Эксперты также выяснили, что общие затраты на ремонт HEV, PHEV и BEV будут на 9%, 14% и 33% ниже, чем на ремонт автомобилей с ДВС.
В январе 2021 года президент США Джо Байден пообещал заменить автомобили с ДВС, которые находятся в федеральной собственности, на электрические аналоги, произведенные в стране. По подсчетам Управления общего обслуживания США (General Services Administration), в 2019 году правительственный парк насчитывал более 645 тыс. автомобилей, которые проехали 4,5 млрд миль (7,2 млрд км) и израсходовали 375 млн галлонов (1,4 млрд л) бензина и дизельного топлива. Издание MotorTrend отмечает, что экономия в несколько центов на первый взгляд кажется незначительной. Однако даже если электромобили будут использоваться вместо машин с ДВС в правительственном парке, это поможет сохранить миллиарды долларов из госбюджета. К тому же при расчетах сотрудники EERE не учитывали тот факт, что электроэнергия, необходимая для подзарядки автомобилей, обходится значительно дешевле топлива.
Однако одним из недостатков электротранспорта по-прежнему остается его высокая стоимость, говорит исполнительный директор Общества производителей и продавцов автомобилей Великобритании (Society of Motor Manufacturers and Traders, SMMT). В 2020 году в SMMT выяснили, что более чем 50% британских потребителей не покупают электромобиль из-за дороговизны, даже несмотря на то что в будущем они смогут сэкономить за счет низких эксплуатационных расходов.
Когда мир пересядет на электрокары
В общей сложности, по данным организаторов Мюнхенского шоу мобильности (Munich Mobility Show, в прошлом — Международный автомобильный салон), в 2020 году в Великобритании насчитывалось более 447 тыс. электромобилей. По этому показателю она уступала таким странам, как Китай (4,2 млн, или 40% от мирового автопарка), США (1,7 млн) и Германия (702 тыс.). На Германию, Великобританию, Норвегию (433 тыс.) и Францию (413 тыс.) приходилось больше половины электромобилей, которые находятся на дорогах Европы. В 2020 году в Европе было зарегистрировано более 1,37 млн новых электромобилей — почти на 100 тыс. больше, чем в Китае (1,25 млн) и на 1 млн больше, чем в США (302 тыс.). Лидерами по количеству зарегистрированных электрических транспортных средств в Европе стали Германия (394 тыс.), Франция (185 тыс.) и Великобритания (177 тыс.). Кроме того, Европа опередила Китай и США по количеству автомобилей на 1 тыс. жителей: там этот показатель составляет 6,1 шт., в то время как в США и Китае — 5,2 шт. и 3 шт. соответственно. Больше всего электромобилей на 1 тыс. жителей приходится в Норвегии (81), Исландии (36,8) и Швеции (20,6).
Схожие данные приводят сотрудники консалтинговой компании KPMG. По их оценкам, самое большое число электромобилей находится на дорогах Китая (3,5 млн) и США (1,5 млн). Однако эти страны занимают лишь 20-е и 4-е места в рейтинге готовности стран к переходу на электротранспорт. В основу рейтинга легли такие показатели, как количество электрокаров и их доля в автопарке, объемы инвестиций, зарядная инфраструктура, отношение граждан к этому виду транспорта. В исследовании участвовали 3,5 тыс. человек, включая 2 тыс. владельцев электромобилей, экспертов, руководителей крупных компаний, представителей автомобильной индустрии. На первом месте в рейтинге оказались Нидерланды. На долю электромобилей здесь приходится 2,5% автопарка. Второе и третье места заняли Норвегия и Швеция.
Россию аналитики поставили на 23-е место из 25. Она опередила только Бразилию и Индию. Всего в России находится 1 тыс. электрокаров, и их доля в автопарке совсем незначительная. В стране не ведутся разработки в области электротранспорта, она отстает по объему инвестиций в этой отрасли и количеству игроков рынка. А в агентстве «Автостат» оценивают количество электромобилей в России в 8 тыс. Это связано с тем, что в KPMG учитывали только объем официального импорта производителя, тогда как в «Автостате» — все зарегистрированные в МВД машины.
В 2020 году, по данным «Автостата», в России было продано 687 электромобилей, что на 95% больше, чем годом ранее (353 шт.). Как сообщили Plus-one.ru в компании «Авито Авто», в России растут и продажи электрокаров с пробегом: по итогам 2020 года количество сделок на вторичном рынке увеличилось на 119% по сравнению с прошлым годом. Однако доля машин с электрическим приводом на вторичном рынке остается небольшой: по итогам 2020 года она составила 0,069%. «Постепенный рост спроса на электромобили — закономерная тенденция: использование автомобиля с электрическим двигателем дешевле, чем с ДВС (в том числе и за счет более низкой стоимости техобслуживания), — говорят эксперты „Авито Авто“. — Благодаря новым технологиям запас дальности хода электромобилей с каждым годом увеличивается, а на рынке появляется все больше удобных, безопасных моделей».
При этом эксперты отмечают, что в абсолютных цифрах сохраняется большой разрыв между продажами электрокаров и традиционных автомобилей. В России это связано с отсутствием мер господдержки для покупателей, нехваткой необходимой инфраструктуры. Кроме того, сами покупатели сомневаются в практичности такого вида транспорта, так как низкие температуры отрицательно сказываются на электродвигателях. «Ускорить развитие рынка электромобилей в России позволит комплекс мер, среди которых развитие сети зарядных станций, налоговые преференции на ввоз и на владение электромобилями, популяризация осознанного потребления в обществе, а также политика, направленная на сокращение выбросов углекислого газа», — заключают в «Авито Авто».
Тем не менее ожидается, что 2030 году в стране каждый год будет выпускаться не менее 150 тыс. электромобилей. Их доля от общего объема производства автотранспорта может достичь 10%. Об этом в начале июня сообщил директор департамента секторов экономики Минэкономразвития Максим Колесников. По поручению правительства ведомство разработало концепцию развития электротранспорта, стоимость которой изначально оценивалась в 418 млрд рублей. Позднее стало известно, что для реализации программы потребуется более 803 млрд рублей, в том числе 181,6 млрд должно поступить из госбюджета (ранее в ведомстве запрашивали 153,5 млрд рублей). Часть бюджетных средств будет собрана за счет ввозной пошлины на электромобили, а также за счет утильсбора на автомобили с ДВС. Однако финансирование, как сообщает «Коммерсант», еще не согласовано. Число зарядных станций к 2030 году должно достичь 70 тыс., 11 тыс. из которых появятся уже к 2024 году.
Автор: Евгения Чернышёва