Через год-два промышленный мир может взглянуть на решение по "Штокману" как на поворотную точку, с которой началась смена течения.
За последние несколько лет международные нефтяные компании сталкивались со все большими трудностями, пытаясь получить доступ к нефтяным и газовым запасам.
Высокие цены на энергоносители сподвигли правительства стран, обладающих обширными ресурсами, заявить права на более значительную долю прибылей - либо за счет повышения налогов, либо за счет захвата контроля над активами, либо с помощью и того и другого.
Например, в прошлом месяце давление со стороны российского правительства вынудило компанию ТНК-ВР - совместное российско-британское предприятие с равными долями, продать принадлежавшие им 63% акций Ковыктинского газового месторождения в Восточной Сибири "Газпрому" за цену, которую многие сочли бросовой. В том же месяце Венесуэла решила обеспечить своей национальной нефтяной компании PDVSA мажоритарные пакеты акций в четырех крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, являющихся совместными с американскими и европейскими компаниями, которые перерабатывают нефть из обширного нефтяного пояса Ориноко для продажи на мировых рынках.
Условия, предложенные правительством Уго Чавеса, были столь малопривлекательны, что две американские компании - ExxonMobil и ConocoPhillips - решили уйти из страны и начать длительную борьбу за получение компенсаций, вместо того чтобы их принять.
Действия других стран были менее экстремальными, но условия, на которых работают международные нефтяные компании, ужесточаются везде - от Алжира до Великобритании.
Прибавьте к этому растущую инфляцию и большой риск, вызванный тем, что охота за нефтью вступает на еще более опасную территорию, и будущее крупных "международных компаний" может показаться плачевным.
В то же время вчерашний доклад МЭА, хотя и высказывает тревогу в отношении будущего нефтяных поставок, успокаивает некоторые опасения американских и европейских компаний.
История отношений между компаниями и правительствами циклична, отмечает МЭА, иногда компании одерживали верх, как в середине 1980-х и в конце 1990-х, а иногда правительство получало лучшую карту, как сейчас.
Однако в отчете говорится: "В конечном итоге спад в цикле ведет, как правило, к снижению цен и доходов, что побуждает правительства соответствующих стран обеспечивать больше открытости и проводить более дружелюбную к иностранным компаниям политику".
Поэтому решение по Штокмановскому месторождению может быть весьма значимым.
Этот проект, говоря словами Джонатана Стерна из Оксфордского института энергетических исследований, - настоящий "монстр": более 500 км шельфов в арктических водах, которым угрожают айсберги. Однако Россия нуждается в газе, причем не в каком-то отдаленном будущем, а в 2013-2014 годах.
"Газпром" понимает, что можно потянуть этот проект лишь при условии его достаточной привлекательности для иностранных компаний. Это означает предоставление им доли прибыли, а не простой оплаты, и газа, который эти компании могли бы включить в свои резервы. По этим пунктам "Газпром", судя по всему, готов к компромиссу.
Поскольку газ и нефть из более разработанных и легкодоступных месторождений истощается, спрос на технологии и ноу-хау по разработке труднодоступных ресурсов приобретает все большую значимость.
Подобные процессы, судя по всему, имеют место в Ливии, где правительство подписало крупные контракты по разработке с компаниями Exxon и BP, а на прошлой неделе раскрыло подробности своих планов продажи с аукциона новых лицензий на добычу. Ливия нуждается в квалифицированных силах, а их могут обеспечить лишь иностранные компании.
Не каждая страна воспринимает это таким образом, но тем, кто этого не видит, угрожает спад производства. В частности, в Венесуэле добыча упала в прошлом году на 4%, и теперь она на 10% ниже, чем десять лет назад, несмотря на богатство пояса Ориноко. Однажды даже Чавес может решить, что он должен привлечь международные нефтяные компании.