Несмотря на то, что в рамках совещания по финансовым возможностям и ограничениям для развития транспортной схемы города рассматривали перспективу восстановления троллейбусных маршрутов, заключение, которое работники Автодорконсалтинга сделали и продумали заранее. Главная мысль в этом заключении звучала как приговор всему электротранспорту на долгие годы: «Поскольку по положительным показателям лидирует автотранспорт, а по отрицательным электротранспорт, то восстанавливать последний в ближайшее время нет необходимости».
В качестве основного мотива необходимости троллейбуса руководитель Автодорконсалтинга Елена Сваткова назвала ухудшение качества состояния окружающей среды, которое продолжает усугубляться в городе из-за засилия ПАЗиков. Вторая причина, названная в ходе совещания, - техническое обслуживание троллейбусов в сравнении с автотранспортом менее трудоемко и менее затратно.
Главным аргументом «против» были названы дотации, которых троллейбусное движение требует в очень больших объемах. Источниками дотаций, по мнению Сватковой, могут стать только частные инвестиции, а также областной и городской бюджеты. В ходе обсуждения в разговор вмешались представители городской власти в лице заместителя мэра Юрия Шаулова и депутата горсовета Вячеслава Широкого, объявив о том, что бюджет не профицитный, а потому о дотациях с его стороны можно сразу же забыть. Юрий Шаулов заявил, что есть инвесторы, готовые финансово вложиться в горэлектротранспорт, но назвать ни одного инвестора так и не смог, как не озвучил и основания, на которых эти инвесторы будут вкладывать деньги в троллейбусные маршруты.
По данным автодорожного консалтинга, единственным за всю историю троллейбусным маршрутом, работающим без убытков, был пятый, следовавший из 6-го микрорайона в Соломбалу. Но даже бы если он был сегодня, то с социальной точки зрения он проиграл бы автотранспорту. Представители ГИБДД с Автодорконсалтингом объяснили это тем, что народ уже привык к автобусам в виде ПАЗиков и, несмотря на высокую аварийность последних, согласно телефонным опросам, не хотел бы их отмены. По данным тех же опросов, проводившихся с подачи ГИБДД и Автодорконсалтинга, жители Архангельска не выступили за восстановление движения троллейбусов.
Между тем, еще в конце июля т.г. было ясно, что никаких троллейбусов в Архангельске в обозримом будущем уже не предвидится. Напомним, последние троллейбусы перестали ходить в городе с окончанием выборов мэра - в конце мая. По данным из информированных источников, вся земля троллейбусного парка, как и трамвайного депо, была передана компании «Брянский капитал», аффилированной московской «АРМ-групп». Летом часть акций «Брянского капитала» была продана пока публично не объявленным ярославским предпринимателям, имеющим отношение к армянской группе «Ташир». И на месте троллейбусного депо на ул.Бадигина в Архангельске планируется возведение торгово-развлекательного комплекса.
Проблема перевода земли из-под троллейбусного депо в площадку под торговый комплекс была решена путем фактической передачи земли «Брянскому капиталу» без обременения содержать в городе троллейбус. Сделано это было уже после ареста экс-мэра Александра Донского его приемником - тогда еще и.о. мэра Виктором Павленко. Для придания видимой обоснованности передачи огромной территории троллейбусного парка в центре Архангельска «Брянскому капиталу» в городе до конца выборов курсировало несколько явно убыточных троллейбусов. Уже к августу большинство троллейбусов были выведены из эксплуатации и разрезаны на металлолом.
Фото Юрия Кирикова ptztroll.nm.ru