Жесткое противодействие горэлектротранспорту в полной мере ощутил собственник троллейбусного парка - директор архангельского филиала ООО «Оптторг-М» Артур Кулдуев. В интервью ИА «RUSNORD» он приоткрыл завесу тайны над тем, КАК и ПОЧЕМУ власти «топили» последний форпост общественного транспорта.
Как мэрия «кинула» собственников АМТТП
- Ситуация развивалась так: в сентябре 2005 нами был куплен бизнес АМТТП, - рассказывает Артур Кулдуев. - При этом к нам перешли все обязательства трамвайно-троллейбусного парка, - разумеется, с долгами. Но нас это не пугало, поскольку при составлении бизнес-плана мы учитывали будущую прибыль от открытия маршрута по Троицкому проспекту. Поэтому весь период, когда с Троицкого снимали трамвайные рельсы, мы продолжали работать и содержать весь штат водителей и ремонтного персонала. Для этого мы брали ежемесячные займы в размере 3 млн рублей. Нам удалось купить семь троллейбусов, всего же должны были приобрести 30. Но вовремя остановились: Троицкий отремонтировали, а дело с мертвой точки не сдвинулось. В мэрии мне сказали, что в 2007 году мы точно не дождемся открытия маршрута по Троицкому, а бизнес-план, представленный нами, был необоснованно назван «сырым». Тогда же меня пытались уверить, что асфальтовое покрытие проспекта не выдержит нагрузки от троллейбусов. На возражение о том, что там раньше двигались трамваи, вес которых значительно больше, мне ничего не ответили....
Троллейбусов мы больше не покупали - зачем они, если нет новых маршрутов? Стоять в парке и гнить?
Как банкротили троллейбусный парк
- В дальнейшем события развивались вообще фантастично. Из запланированных семи маршрутов мэром были согласованы только два - «тройка» и «пятерка», по ним мы и ездили. «Тройка» был убыточна, «пятерка» приносила хоть какой-то доход, за счет которого мы могли существовать. А потом - за три дня (!) - нас известили, что начинается реконструкция Обводного...
На мое заявление заму мэра по городскому хозяйству Назарову о том, что надо бы нам как-то это компенсировать, он ухмыльнулся и сказал: «Ну, накажем кого-нибудь в мэрии».
Между тем, закрытием движения по Обводному нам был нанесен тяжелый удар. Мы потеряли порядка 7 млн рублей. Предприятие несло сплошные убытки - у нас не осталось НИ ОДНОГО маршрута.
В итоге мы имеем то, что имеем: АМТТП обанкротилось, сотрудники - уволены. В депо осталось лишь порядка 20 человек - слесари, сетевики, - ведь с нас никто не снимал обязанности поддержания в нормальном состоянии контактной сети. Введен конкурсный управляющий, все имущество будет продано в погашение долгов кредиторам. Сохранит предприятие профиль или нет - это вопрос не ко мне и даже не к конкурсному управляющему, а к новым собственникам.
Злой умысел налицо
- На мой взгляд, хотя я и не могу этого утверждать, злой умысел чиновников в банкротстве парка просматривается. Причем, с первых дней нашего вхождения в Архангельск. Так, один из участников торгов - Вологдаэлектротранс - подал на нас в суд за то, что их не допустили к участию в торгах. Донской же неоднократно заявлял, что он «делал предложение вологодским транспортникам». Наверное, ему по каким-то причинам было интереснее с ними работать. А мы не пришлись ко двору. Думаю, именно поэтому Донской ни разу не принял меня, приходилось общаться с его замам.
Я неоднократно пытался достучаться до директора департамента транспорта Перевертайло, но он отклонял мои просьбы под разными предлогами. Меня заставляли подписать кабальный договор, по которому мэрия для нас ничего не делала, мы же, кроме штрафных санкций, должны были платить за то, что работаем в городе и возим людей! Платить надо было за содержание остановочных пунктов, каких-то знаков, каждый троллейбус облагался определенной суммой. Но, я подозреваю, что мы должны были платить за содержание бюрократического аппарата того же департамента. При этом на мой вопрос о том, почему в Архангельске так много нелегальных перевозчиков, и как мэрия планирует с ними бороться, - я не получил никакого внятного ответа.
Не было реакции и на просьбы о том, чтобы помочь пересмотреть для нас тарифы на электроэнергию. Троллейбусы потребляют очень много электроэнергии, но тариф для нас такой же, как для промышленных предприятий, хотя на нас лежит социальная нагрузка по обслуживанию льготников.
Да, действительно проще отдать город на откуп владельцам ПАЗиков: затраты на экологически жуткие дизельные автобусы, выхлопами от которых дышат архангелогородцы, вдвое меньше. А отбиваются они в разы быстрее.
Я уверен, самому экологичному транспорту - троллейбусу - место бы в Архангельске нашлось. Но городской троллейбус не может работать без содействия властей. А им троллейбус не нужен.
P.S. После реконструкции Обводного канала троллейбусам стало вообще нельзя ездить по нему: теперь дорожное покрытие выдерживает не более 8 тонн. Если нагрузка будет большей - можно провалиться на теплотрассу Пустой же троллейбус весит 11 тонн, с пассажирами - все 16...
Александр Суханов, Елена Царькова
Фото Н.Гернета