Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Страна непуганых единорогов. «1612» - мутная история о Смутном времени

 

Сделал я это не из извращенного киноведческого мазохизма, а из понятного желания оправдать Владимира Хотиненко. Режиссера, чей шедевральный дебют «Зеркало для героя» (революционный вестерн «Один и без оружия» не в счет по причине соавторства) сделал для ранней перестройки больше, чем десять «Маленьких Вер» вместе взятые. Да и остальные кинополотна, пусть и часто спорные, но вполне достойные, тот же «Мусульманин» дорогого стоит. Сразу обмолвлюсь, оправдание Владимиру лично я для себя нашел, но об этом в конце материала.

А пока идут по средневековой Руси злодеи-интервенты. Идут, как редкостные раздолбаи, не озаботившись передовыми отрядами разведчиков. Ничего удивительного, что простой костромской крестьянин Иван Сусанин, самый раскрученный герой того исторического периода, завел их в русскую чащобу. В фильме этот образ олицетворяет узнаваемый только по тембру голоса Валерий Золотухин в гриме монаха-лесовика, избравшего в качестве схимы стояние на вековом дубе. Ничего не делает, зато все знает. Здесь конкретный исторический факт, если судить по названию фильма, окончательно переходит в славянское фэнтэзи, коим и остается до финальных сцен картины.

Справедливости ради надо отметить, что авторы не сделали поляков с литвинами неким вселенским злом. Наоборот, их предводитель в исполнении прекрасного польского актера Михаила Жебровского иногда выглядит даже благородно. Например, во время изничтожения «семени годуновского» не позволил свершиться насилию над женщиной. В устах лже-царицы Ксении, из-за которой и творился весь показанный на экране сыр-бор, он «просто выполнял приказ». Очень современный мотивчик - ничего личного, только бизнес. А еще политика, во время съемок «1612» в Польше сменился премьер-министр, на которого в России возлагали определенные надежды. Правда, они не оправдались, но ведь переснимать никаких денег не хватит. Я уже не говорю о чисто мужском обаянии, в котором поляк вчистую переигрывает главного русского героя. Поэтому в финальной сцене фильма пришлось интервента опустить ниже плинтуса, чтобы женская часть зрительного зала правильно расставила акценты. Ничего не поделаешь, таковы законы жанра и правила игры при госзаказе.

На фоне безграмотного продвижения войск происходит завязка интриги. Холоп Годуновых Андрейка, не раз поротый за увлечение интимными прелестями барыни, решается на авантюру - присваивает себе образ убитого лесными татями господина-гишпанца. Причем делает это посредством средневековой пластической операции без наркоза. Что придает смазливому лицу Петра Красилова некую долю мужественности, но никак не ума. Само же членовредительство с трудом поддается логическому осмыслению. Мало ли иноземного сброда моталось по нашей земле в Смутное время? В отсутствии мобильных телефонов и Интернета было крайне проблематично создавать базы работников наемного труда с детальным описанием примет и прочими характеристиками. А уж если встретил на перепутье знакомого, значит, судьба, никакой шрам от кола в заднице не спасет. Но на то и фэнтэзи...

Все, не буду утомлять читателя подробностями сюжета. Кто видел, тот в курсе, кто - еще нет, оставлю повод для веселья. Но есть чисто принципиальные вещи, которых зритель был лишен. Например, в фильме присутствует таинственный отряд древнерусского спецназа под командованием искушенного в таких операциях Александра Балуева. Под видом бродячих скоморохов они проникают в самое логово иноверцев с террористическими целями. Была ли подобная «Альфа» на Руси? Не исключаю. Однако задача более чем странная, помножить на ноль царицу Ксению. И что это даст, интервенты, не солоно хлебавши, повернут восвояси? Хотя невооруженным взглядом видно, как главный поляк не ровно душит к фаворитке, но по логике того времени, баба есть баба, другую в обозе найдем. Кстати, идея существования такого отряда русских нинзя весьма выигрышно смотрелась бы при детальной разработке характеров и истории создания, но до этого руки, видимо, не дошли.

Однако творцы настаивают, в «ля фам» все дело. Эту линию подтверждает самая зрелищная сцена в фильме - осада русской крепости. Странный выбор сценаристов, в истории того периода был пример героической обороны Троице-Сергиевой лавры, торжество силы православного духа. На экране же одни страсти вокруг грешного сарафана, прости господи. И параллельно действие скачками переносится в Ватикан, имеющего виды на внедрение в Россию католической религии. Так пришлите на Русь эмиссаров с депешей - огнем и мечом утвердить в варварской стране главенство Римского Папы и не размениваться на блуд. Ан нет, половина войска полегло у стен ничего не значащего городка.

Подобное расточительство живой силы могло быть оправдано только одним псевдоисторическим фактом - за белокаменными сценами хранилась изрядная толика народных средств, собранных по инициативе купца Минина на спасение Отчизны, редчайший случай в мировой истории. Однако даже имя славного гражданина в фильме не упоминается, а его соратник князь Пожарский в современной интерпретации всего лишь проходная роль, ничего не прибавившая не убавившая в имидже экранного супермена Михаила Пореченкова. Можно было с тем же успехом и Харатьяна загримировать, пэтэушницы валом бы в кинозал повалили.

Дань истории была принесена только лишь в финальных кадрах картины. Да и то, замысловато перекликающаяся с сегодняшними политически реалиями. За закрытыми дверями кремлевских палат бояре пытаются оптимальным для себя способом решить нашу общую историческую судьбу. Нет, с их точки зрения, у Руси национального лидера, хоть ты тресни. Вроде бы, Пожарского любит народ, но он не вписывается в сложившуюся номенклатурную систему. Слишком принципиален, так и до борьбы с коррупцией доиграться можно. И тут хитрый воевода маленького, но стойкого городка, в прекрасном исполнении Марата Башарова, предлагает на царство меткого артиллериста испанского происхождения. Вроде бы, готовы бояре согласиться, главное, что не свой. Тут же пишется нужная в таком деле биографическая справка, где находится место и Рюриковичам и Чингисхану. Вы только представьте себе, еще в XVII веке нашей страной мог бы править беглый холоп, с которым шляхтичу западло на саблях биться, Емелька Пугачев отдыхает! Ну и что, дальновидные бояре так прямо и говорят - до первого Собора. Слава Богу, одумались, остановились на монархическом принципе. Шестилетний, с сегодняшнего дня, президентский срок и то стабильнее.

Но все это лишь общая картина исторического кинопаноптикума, предложенного Хотиненко. Однако кино, как и сама история, состоит из деталей. И первое, что безумно раздражает, компьютерная версия единорога, периодически мотыляющаяся перед глазами в течение всего экранного времени. Если вспомнить, в какие осенние дни вышел сей шедевр в широкий прокат, становится ясно - перед нами пресловутый 25-й кадр в пропагандистской кампании «Единой России» накануне парламентских выборов. Другое объяснение трудно придумать, ибо этот зверь с герба Шотландии, непременное составляющее далекой нам кельтской мифологии. Спросите, почему не бурый мишка? А вдруг кто забыл, что на эмблеме ЕР красуется? Была бы у нас партией власти «Справедливая Россия», выхухолью бы любовались. А так, тонко, образно и ассоциативно, любой наезд оппонентов отбить можно за недоказуемостью.

Вторым раздражающим меня фактором стал образ воскрешаемого по ночам испанского кабальеро. С какого перепуга этот дон учит своего холопа-самозванца приемам фехтования? При чем исключительно во сне. Вот она, извечная тема русской халявы. Заснул покрепче, а проснулся уже готовым Д Артаньяном без многолетних изнурительных тренировок. Тут вам и Илья Муромец на печи лежащий, и Емеля со щукой, любимые народные лентяи в одном флаконе. Если же исходить из человеческих, пусть и фантастических реалий, единственный персонаж, достойный чудесной помощи, это слуга ряженого пушкаря Костка. Не только блистательной игрой Артура Смолянинова, к чьим актерским талантам я до вчерашнего дня относился с большой долей недоверия, но и по сюжетной линии. Он самый искренний, самый верный, натуральный и последовательный, просто Василий Теркин из Смутного времени. Да, он по роли татарин и в первых кадрах носит задрипанную тюбетейку, его не сделаешь главным героем в канун праздника православной иконы Казанской Божьей Матери. Зато вполне вяжется со светским Днем единения и согласия.

И тут возвращаемся к самому началу рецензии. Все-таки я углядел в творческом кармане талантливого режиссера большую кинематографическую фигу. Открою небольшой секрет. На закате 90-х Владимир Хотиненко запускался с фильмом «Мы дети твои, Москва», сценарий которого прославлял нелегкий жизненный путь Юрия Лужкова. На роль будущего мэра планировался Миша Филипчук, маленькая звезда из фильма «Вор», экранный образ рабоче-крестьянского папы должен был воплотить Александр Збруев. Премьера - аккурат к президентским выборам. Однако политический расклад поменялся, до большого кино руки не дошли, пилотный ролик пылится где-то на полке. А там и столичный мэр амбиции поумерил.

Правда жизни такова - если один раз прогнулся, второй раз нагнут обязательно. Время пришло, на вторую годовщину мутного праздника надо объяснить народу, за что пить. Ибо даже у меня, потомственного диссидента, в ноябре рука к рюмке тянется исключительно 7 числа. Кто за здравие революции, кто за упокой, по крайней мере, оправданно и от души. Ведь любому здравомыслящему человеку ясно - новый праздник выдуман исключительно для того, чтобы не отбирать у народа его законный осенний выходной, а ничего более вразумительного в русской истории так и не нашлось.

Вот и пришел к проштрафившемуся однажды Хотиненко, запутавшемуся в политических предпочтениях, двойной заказ из Кремля. И художник его выполнил, от души обстебав все разом. Жалко только, что «Русский марш» в сценарий не вписался, не было тогда на Руси фашистов. Зато сам он и деньги получил, и удовольствие от излишне натуралистичных батальных сцен, читал в его интервью. Ну, а зритель, он всегда делится на разборчивых и всеядных, госзаказ продюсерский успех не подразумевает.

Одно непонятно, как эту туфту на телевизионный экран допускают. Ох, и наивные заказчики у нас во власти, право слово...

Леонид Черток

         


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (319)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20