Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Чехову и не снилось. «Палата №6» Карена Шахназарова

 

Хорошо быть режиссером, когда твой папа работает в ЦК единственной в стране партии. Тут можно позволить себе некоторую вольность, снять фильм о не самом любимом музыкальном стиле совработников - джазе, и тут же попасть в список прогрессивных молодых кинематографистов, занять единственную строку в списке официального андеграунда. И тебе за это ничего не будет, только пальчиком шутливо погрозят, и даже категорию не снимут. Потому что вас с Никитой двое таких, чьи отцы «высоко сидят, далеко глядят...».

Хорошо быть общепризнанным классиком легкого жанра в эпоху перемен, когда твой папа консультирует первого и последнего президента огромной страны. В августе 91-го всё прогрессивное человечество переживало не только за судьбу «форосского пленника» Горбачева, но и за сопровождавшего его на отдыхе советника Шахназарова. И не нужно никаких пояснений, все и так знали, что это не однофамилец, а родной папа создателя «Курьера».

И пусть отец после этой истории тихо ушел из политики, не вписавшись в новую президентскую команду (или не захотев вписываться, что заслуживает искреннего уважения). Громкое имя и связи остались при сыне, Карен становится гендиректором крупнейшего в стране киноконцерна. Потом какая-то странная приватизация по хорошо известной схеме, когда рядовые работники «Мосфильма» остались ни при делах и ни при акциях родного предприятия. Правда, кино к тому времени тоже закончилось, если госбюджет и выделял кое-какие деньги на поддержку отечественного кинематографа, то на них снимал... правильно, гендиректор. Потому и привык не задумываться о кассовых сборах.

Теперь, как водится, многие мосфильмовцы с ностальгией вспоминают о демократичном и веселом Карене из 80-х, с которым мог пошутить без последствий любой постановщик декораций. Правда, он не превратился в Бондарчука, честь и хвала, почти не грешит конъюнктурой. Но от реалий жизни успел оторваться. Например, от него тщательно скрывают, что средняя зарплата ассистента на среднебюджетной картине сегодня равняется 1000 условных единиц и выше, а не 300, как принято в его съемочной группе. Но ведь и от сотрудничества не отказываются! Просто на больничный садятся...

Полтора года назад я искренне порадовался за Карена, снявшего «Исчезнувшую империю». Это была именно та юность, которую постоянно воспоминаю, а не «препарированная», как у Балабанова в «Грузе-200». Пусть с огрехами, пусть с оговорками, пусть рассчитанная на москвичей из периода застоя, но это было моё кино. Не знаю, насчет кассы, но вполне достойная лента для показа в телевизионный прайм-тайм, сгоряча сравнил её даже с «Над пропастью во ржи». Приз за лучшую режиссуру  был вполне объективен, несмотря на высокий ранг награжденного.

И тут мэтр решил замахнуться на Чехова нашего Антона, на голимую хрестоматию. Нет, давно уже не ожидаю от Шахназарова ничего искрометного в стиле «Зимнего вечера в Гаграх», чай, он не мальчик чечётку бить. Зато тема психушки для маститого мастера - поле непаханое. «Мы говорим Форман, подразумеваем «Полет над гнездом кукушки» и так далее. Главное, чтобы поле то не стало минным...

Наверное, к «Палате №6» у меня было бы гораздо меньше претензий, если бы не краем уха услышанная фраза, сказанная самим режиссером: «Фильм был задуман давно, на главную роль планировался Марчелло Мастрояни». Из чего делаю вывод, речь шла о конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Судорожно вспоминаю литературный первоисточник. Диалоги доктора Рагина с пациентом Громовым в интерьере этой страны актуальны в любые времена, а в перестройку особенно. В наши же дни должна была получиться  не просто метафизика, а едкая сатира на режим и нравы. Стоит чуть привязать к конкретике, повесить над входом в дурдом плакат с призывом голосовать только за «Единую Россию». Или пусть пациенты процитируют что-нибудь из Путина, зритель у экрана от восторга уписается. Нет в фильме ни того, ни другого, острота сменяется откровенной скукой.

Хотя, постойте, разочарование лично у меня наступило с первых кадров, на первых же интервью с реальными пациентами. Всё происходило в естественных интерьерах, в скупом операторском решении, до сих пор понять не могу, так изначально было задумано, или по причине скудности бюджета картины? Как бы там ни было, возникла стойкая ассоциация с началом фильма «Зеркало» Андрея Тарковского. Помните, где настоящий психолог избавлял настоящего мальчика от заиканья? Такая документалистика лупила по мозгам и нервам, будьте - нате, назойливо торчавший в кадре микрофон воспринимался не как профессиональная небрежность звуковика, но как ещё одно доказательство достоверности случившегося чуда исцеления. Подобные вещи бесполезно цитировать, лучше стараться их случайно не повторить. У Шахназарова не получилось...

Еще неприятно резала глаз операторская манера, когда камера не снимает, а, как бы, подглядывает. В другое время оно и ничего, вот только нас сегодня два раза в день кормят гай-германиковской «Школой» с тем же художественным приемом. Явный перебор восприятия, да и не люблю я все эти мотания-мельтешения.

Ладно, в конце концов, у Чехова другое главное - диалоги героев и авторские ремарки к ним. Авторы фильма излишне бережно подошли к оригинальному тексту русского классика. Настолько, что сразу хочется всех переодеть в визитки и сюртуки. Ну, не говорят у нас больше таким языком, хоть ты трижды Оксфорд окончи! Я не о «блин», «в натуре», «по жизни», прочих словах-паразитах, а об оборотах и интонациях. Вся злободневность и достоверность доктора Рагина, современного Обломова с метущейся душой, и пациента Громова, этакого обколотого успокоительными препаратами лирика-нацбола Лимонова, превращается в надуманный пшик. Ну, а тогда зачем было действие в наше время переносить, снимали бы в декорациях начала прошлого века. Или, всё-таки, денег не хватило?

Вот два мерзавца, мелких беса, в исполнении Панкратова-Черного и Стычкина, смотрятся вполне органично времени. Так и тянули бы эту линию - «на Руси во все времена хорошо и беззаботно живётся только подлецам». Но они у Шахназарова получились оторванными от социума. Или страшновато голую правду снять, без концерна остаться? Тогда понимаю, но лучше брать для экранизации что-то более безобидное, например, «Сирены»...

Слов нет, Владимир Ильин-«Рагин» хорош. Он, на мой взгляд, вообще недооценен, один может составить конкуренцию «российской кинематографической четверке» - Машков-Миронов-Маковецкий-Меньшиков, а заодно и Безрукова с Хабенским уделает. Извините за кощунство, но его актерский градус, что комедийный, что трагический, повыше, чем у самого Евгения Леонова будет. И здесь он абсолютно точно выполнил режиссерскую задачу... сам соскучившись к концу фильма. А было бы у него побольше, чего играть, вполне мог получиться кинематографический бенефис великого русского актера.

И еще претензий нет к реальным пациентам дурдома. Они как дети, их монологи можно слушать бесконечно. Но только с условием снимать одним куском, ничего не монтируя, а это, похоже, не во власти отечественных мэтров, которые и дальше хотят делать кино. Так, маленькая ремарка на тему «свободы слова».

В конце режиссер Шахназаров опомнился и дал для разрядки несколько кадров со смеющимися девчушками, такой незамысловатый позитив. Осталось впечатление, что опять «кто-то, кое-где, у нас порой...». Где-то там, на периферии, без офисов, Мерседесов и приемных президента. И такое должно рассасываться само, не надо унитазом решетки на окнах выбивать, как в «Гнезде кукушки».

Я бы предложил Карену Георгиевичу взять творческий псевдоним «НеФорман»...

 

Леонид Черток     

  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Октябрь 2024 (128)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)







Деньги


все материалы
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20