По словам заместителя директора департамента транспорта и связи Владимира Кочурова, причины снижения грузопотока с 19 до 4, 5 млн. тонн за последние годы носят сугубо материальный характер. Главная проблема - арендная составляющая портовых сборов, из-за которых, по его мнению, и тормозится проект «Белкомур», призванный прямым железнодорожным путем из уральских регионов доставлять груз в Архангельск, где должен быть организован глубоководный порт у Белого моря недалеко от острова Мудьюг. За последний год аренда в торговом порту выросла в два раза, и по прогнозам, в будущем году плата должна вырасти примерно во столько же. Среди причин снижения грузопотока Кочуровым была озвучена и та, что для замерзающего на зиму Архангельского порта нужна ледокольная проводка, которая стоит ни много - ни мало - 140 миллионов рублей, между тем, в бюджете эти расходы пока не предусмотрены, поэтому расходы на нее формируются из портовых сборов. Как выяснилось в ходе совещания по морской деятельности при администрации Архангельской области, портовые сборы, устанавливаемые ФГУП «Росморпортом», стали камнем преткновения не только для грузооборота, но и для развития туризма.
«Мы неоднократно предлагали «Росморпорту» сделать скидки пассажирским судам по этим сборам, но положительного ответа они нам так и не дали», - прокомментировал Кочуров.
В зале не оказалось ни одного участника, внесшего какие-либо предложения по этому поводу, а выступление главы Архангельского Росморпорта Николай Правилова оказалось настолько противоречиво, что не позволило присутствующим понять позицию «Росморпорта» до конца.
«Я согласен, что грузооборот снижается, но если даже снизить портовые сборы до нуля, то это не приведет к каким-то изменениям в лучшую сторону, от них вообще мало что зависит, - сказал Николай Правилов, - и потом, я всего лишь директор филиала, а все вопросы решаются в Москве». Но к концу выступления - под давлением реплик из зала - Правилов согласился с тем, что сборы - это тяжелая ноша, но о том, как решить этот вопрос, деликатно умолчал.
К финалу заседания стало понятно, что все дебаты по поводу улучшения состояния архангельских причалов и повышения грузооборота ни к чему конструктивному не привели, и транспорт в Белое море чаще ходить не будет. Озвученных на то причин, по крайней мере, две. Во-первых, в Белое море имеет выход еще и Кандалакшский порт, который, как сказал ранее Владимир Кочуров, вообще не имеет сборов по той причине, что там и так все прекрасно, поэтому он вне конкуренции. Во-вторых, сегодня гораздо успешнее развивается трубопроводный транспорт (газо- и нефтепроводы), который гораздо менее затратен и более перспективен, а окупаемость морского транспорта более чем наполовину состоит из грузооборота этих полезных ископаемых.