Итак, в страну, так стремящуюся в семью европейских народов, пришла мода свергать памятники. Ещё в разгар лета в украинском Краматорске местным военным пришлось спасать монумент Ильичу (Ульянову-Ленину) от праворадикальных вандалов. Не из-за любви к его «апрельским тезисам». Просто пресекли беспредел. Где-то спасли, где-то не вышло... но с Харькова начался настоящий «ленинопад».
Изначально в этом городе планировалось проведение «Марша мира». Участники должны были выступить протии военных действий в Донецкой и Луганской областях. Однако митинг был запрещён судом, вследствие чего потенциальным участникам посоветовали отказаться от своих планов. Мало того, официальные лица, представляющие губернскую власть, предостерегли участников акции от ношения пророссийской символики и особенно георгиевских лент (как красная тряпка на быков). Только за одно это граждан могли задержать для установления личности. Вообще, сотрудники СБУ пугали активистов тем, что не исключают появление «двухсотых» и «трёхсотых» (убитых и раненых на армейском жаргоне), и оставляли за собой право действовать предельно жёстко, хотя и в рамках закона.
Как оно часто случается на постсоветском пространстве, несмотря на запрет, малочисленный митинг всё же собрался в центре города. Его участникам было зачитано постановление суда, которое не разрешает проводить данную акцию. Тем не менее, они не пожелали расходиться и были задержаны сотрудниками правоохранительных органов. По оценкам наблюдателей, украинские полисмены вели себя достаточно сурово, но и без излишней грубости. Всё-таки Харьков - это вам на западенщина. Среди задержанных была местная пассионария, лидер харьковских коммунистов и бывший нардеп Алла Александровская, распалившая собравшихся (причём со всех сторон) лозунгами типа «такого государства, как Украина, не существует». Между нами, та ещё дурилка картонная и провокатор. Сразу вспоминаются бессмертные слова великой Фаины Раневской: «Почему все дуры такие бабы?».
Как вы, наверное, знаете, в сегодняшней Украине существует несколько точек зрения на тему дальнейшего пути развития. Поэтому нет ничего удивительного в том, что было решено провести в воскресенье альтернативный митинг «Марш единства» под лозунгом «Харьков - это Украина». Изначально он проходил мирно и без эксцессов. Но позже у участников появилась идея демонтировать памятник Ленину, который находится на площади Свободы. Представители ультрас футбольной команды «Металлист» (местная ударная сила для любых погромов и провокаций) решили с помощью перфоратора на постаменте написать «Слава Украине», но потом было принято решение демонтировать сам памятник.
К сносу Ильича приступили около 19 часов. Сначала с помощью болгарок «пилили ноги Ленину», после чего ему отпилили голову и руки. Памятник пал около 23 часов. Примечательно, что во время демонтажа поступило сообщение о том, что памятник заминирован. На место выехали сотрудники областного управления МЧС. Они просили участников акции разойтись, но те не обратили никакого внимания на просьбы. Тем более, что за руки их никто не хватал и в автозаки не запихивал.
Никак не реагировали на происходящее и сотрудники правоохранительных органов. Они отметили, что их главная задача - не допустить столкновений между жителями города. Также в пресс-службе милиции заявили, что они знают организаторов демонтажа памятника и заведут на них административные протоколы, и вызовут для дачи показаний... но «попозже».
Однако, буквально за пять минут до того, как «Ленин пал», губернатор области Игорь Балута подписал приказ о демонтаже памятника, что придало действию легитимный статус. Теперь уж точно никого наказывать не будут. Может ещё и премию дадут за работу в неурочное время.
В соцсетях тут же передали эстафету демонтажа памятников Ленину Запорожью. Возможно и там вскоре памятник будет снесен. Тем не менее, пресс-секретарь «Правого сектора» Борислав Береза не в восторге от того, что в Харькове демонтировали памятник. По его словам, народу просто дали выпустить пар и не более. Если не могут справиться с действующими вождями, громят уже давно погибших, отметил официальный голос украинских национал-патриотов. Береза считает, что лучше было бы «свергать» действующих вождей области. Например, бывшего губернатора Михаила Добкина, против которого закрыли уголовное дело по пособничеству сепаратистам, или действующего мэра Геннадия Кернеса. Зная любовь «Правого сектора» к радикальным действиям физического характера, такой призыв можно было бы считать призывом к насилию (если не хуже) в отношении представителей власти (правда, хрен докажешь).
Кстати, ещё год назад в эфире одного из политических ток-шоу упомянутый градоначальник Харькова говорил о том, что если кто-то сунется в его город демонтировать памятник Ленину, он лично переломает таким активистам и руки, и ноги. Правда, сейчас это сделать Кернесу будет крайне проблематично. После покушения он почти не встаёт с инвалидного кресла. Но уже пообещал, что Ильич будет восстановлен в самые кратчайшие сроки (харьковский был самым большим на Украине).
Знаете, меня вряд ли можно заподозрить в любви к такому печальному персонажу в российской истории, как этот самый Ульянов-Ленин. Мне про него в детстве всё объяснили. С тех пор считаю неудачного адвоката из Симбирска (не выиграл ни одного из дел, за которые брался) вурдалаком почище Сталина. И всегда поражался особому отношению к нему со стороны даже продвинутых мосфильмовцев - «а вот картавого ты не трогай, его идеи извратили» (более подробно можете прочитать в моём панегирике к 90-летию со дня его смерти - http://rusnord.ru/2014/2/33067).
Но, думаю, и ежу понятно, что украинская гопота сейчас свергает не монументы «старику Крупскому», а свои старые отношения с Россией. Рвёт по живому, рубит под корень. Причём старается это сделать побольнее. Я внимательно разглядывал те рожи на площади, что не были скрыты под балаклавами - типичные маргиналы, которым лишь дай погромить. Им нужен не памятник, а желание раскачать ситуацию, выплеснуть своё накопившееся дерьмо, обиды за собственные неудачи и бесталанность. Что они еще могли сделать после провалившегося блицкрига на юго-восток своей страны? Биться с памятниками гораздо проще, чем с ополченцами. Главное, безопасней...
Я был в Харькове лет двадцать назад, причём в самом центре. Прекрасный город, никакой не украинский (его старая часть мало чем отличалась от Белгорода, Воронежа или Ростова-на-Дону). «Мовы» на улице практически не было слышно - ни естественной, ни нарочитой. А ведь это уже после распада СССР. Кто назовёт Людмилу Гурченко «хохлушкой», тот пусть сразу застрелится. Сейчас же, судя по всему, мы имеем дело с народившейся за последние месяцы «новой украинской нацией», от которой сразу в дрожь бросает. И если пограничный с Россией Харьков счастливо избежал военных бед и разрушений, то в битве менталитетов он, похоже, проигрывает. Если помните, снос в Киеве такого же памятника фактически стал точкой отсчёта для начала самых кровавых событий.
Я помню, как сносили памятник Дзержинскому в Москве. Так же - тросом за шею, но совсем с другими лицами. Не перекошенными, а одухотворёнными нахлынувшей в августе 91-го свободой. Без ненависти к ближним. По сути, тогда происходило очень символическое расставание со своим ужасным и страшным прошлым, отлитым в образе председателя ВЧК. Так что, если услышите сравнение этих двух событий, знайте - имеете дело с провокацией большевиков.
Теперь же для не очень образованной украинской молодёжи (российская, к слову, немногим лучше) Ленин ассоциируется с образом современной России, в которой памятники красному императору стоят практически в каждом городе. И сносить их уже не имеет смысла. Раньше надо было - на той первой волне. Теперь-то уж что стариков обижать. На круг выходит так, что тёмные силы некогда милого, доброжелательного Харькова победили светлые. Пусть и при попустительстве полиции. Всё равно обидное поражение.
Но давайте подойдём к проблеме с другой стороны. Разве мы бы так переживали-комплексовали, если бы памятник Ленину снесли где-нибудь в Гондурасе? Плюнем и разотрём - что, мол, с дикарей взять. Ну а чем эти неоукраинцы лучше? Ведь их страна для нас теперь такая же заграница.
Задумайтесь над этим...
Леонид Черток