Но для любой проблемы есть решение. Распутать клубок кадровых проблем помогут на первом кадровом форуме международного уровня «Персонал 2009. Кризис и рынок труда: политика выживания». О подробностях мероприятия, которое с большим интересом обсуждают в деловых кругах Архангельска, рассказывает руководитель проекта Наталья Устина.
- Наталья, согласитесь ли вы с мнением, что большинство руководителей сейчас в фразе «сокращать нельзя развиваться» запятую ставят после первого слова?
- Получается, что так. При подготовке форума аналитики «Северного кадрового агентства», которое выступило организатором форума, проанализировали вопросы, которыми атакуют поисковые системы посетители Интернета. Так вот, половина всех тех, кто заходит в Сеть, озабочена вопросом: «Как уволить персонал?». В ходе общероссийского опроса, проведенного общественной организацией малого и среднего бизнеса «Опора России» четверть опрошенных предпринимателей признались, что из-за влияния морового кризиса собираются пойти на такие «непопулярные» меры, как сокращение зарплат или увольнение своих сотрудников. И мы считаем, что общероссийские тенденции характерны и для нашего региона.
Во время кризиса потребитель начинает экономить, и меньше покупает, банки ужесточают условия кредитования, делая их непосильными для небольших предприятий, растет дебиторская задолженность... Думается, дальше перечислять смысла не имеет, все «прелести» кризиса архангельские компании уже прочувствовали. В этих условиях любая компания стремится, прежде всего, снизить собственные расходы. И в подавляющем большинстве затраты на персонал составляют значительную, если не главную статью издержек. На ней и экономят. Но нельзя путать оптимизацию расходов на персонал со снижением численности сотрудников. Сегодня необходимо оценивать сотрудников по трем основным параметрам: компетентность, результативность и потенциал к росту. Так что самый легкий путь - уволить «каждого второго», - отнюдь не самый верный.
- Но ведь есть и те, кто не ищет легких путей?
- Один из наших клиентов поделился очень интересным наблюдением. Сейчас в предпринимательских кругах ведётся жёсткая полемика «романтиков по персоналу» и «реалистов по персоналу». «Романтики» утверждают, что самое время собрать в компаниях лучшие кадры и накопить человеческий потенциал для рывка. Ведь кризис когда-нибудь кончится. «Реалисты» возражают, что кормить сотрудников без увеличения доходов компании невозможно. Поэтому директор должен честно признаться им, что компания больше не может нести за них ответственность, и чем раньше, тем лучше.
Обе стороны считают, что поступают стратегически правильно, а другая модель - самоубийство. На форуме «романтики» и «реалисты» наконец-то встретятся лицом к лицу и смогут выйти на откровенный разговор, ведь мы пригласили участников и выступающих из обоих лагерей. Спор между ними, казалось бы, чисто практичный, деловой, на деле приобретает идеологический характер. По нему можно определить главные качества успеха обоих бизнес-моделей.
- Кто, кроме «романтиков» и «реалистов», примет участие в форуме?
- Мы ожидаем значительного числа участников, среди которых будут представители профсоюзных организаций, владельцы фирм и руководители высшего звена, руководители структурных подразделений Администрации области, директора по управлению персоналом, бизнес-тренеры и зарубежные специалисты.
Известно отличие бизнес-тренера и консультанта: тренер внедряет, инсталлирует заказчику конкретный навык, консультант разворачивает полный перечень вариантов, чтобы предприниматель сам мог выбрать подходящий. Хороший специалист при этом может выступать в двух ролях. Докладчики форума «Персонал 2009» подобраны так, чтобы архангельские директора и топ-менеджеры могли воспользоваться и их тренерским опытом - на мастер-классах, и знаниями консультантов - на докладах.
В качестве модератора и ведущего форума «Персонал-2009» выступит Владислав Тарасенко, член международной лиги консультантов по стратегическому управлению, входящий в топ-10 бизнес-тренеров России. Он поставил на ноги десятки самых разных предприятий - от крупных производственных холдингов до компаний мебельной торговли. Насколько сильным должно быть влияние HR-менеджера на бизнес-процессы, и как должна поменяться его ответственность? Этот вопрос также будет обсуждаться на мероприятии в ходе открытых дискуссий.
Опытом Норвегии в решении кадровых вопросов поделится с участниками форума Михаил Пушкин, представитель Норвежского государственного агентства по труду NAV, руководитель норвежско-российского проекта «Россия».
- Но как опыт Норвегии, одного из самых благополучных государств Европы, может быть перенесен на нашу почву?
- В январе 2009 года Правительством Норвегии проблема занятости была объявлена «главным приоритетом», и сейчас в Королевстве для защиты от безработицы предпринимаются наиболее активные меры за последние 30 лет.
Однако эти меры не сводятся к прямой государственной помощи. Правительство провозгласило необходимость «апгрейда Норвегии», перенастройку в торговле и производстве через комплекс программ в налоговой, финансовой, социальной, образовательной политике.
Именно такой апгрейд необходим нашему региону. Находясь в одинаковых геоклиматических условиях, обладая давними торговыми связями, Архангельская область получила шанс исправить структурные перекосы в экономике, произвести диверсификацию, обновить знания и квалификацию сотен тысяч человек. Опыт Норвегии в этом может стать весьма ценным как для региональных органов государственной власти, так и для коммерческих предприятий и для органов местного самоуправления.
- Как известно, истина рождается в споре. Предусмотрено ли на форуме время для полемики?
- После каждого выступления участники смогут расспросить докладчиков обо всем, что посчитают полезным для своей практики, и, зная, остроту кадровых вопросов для предпринимателей, мы специально увеличили время на дискуссии и ответы. А во время кофе-брейков с докладчиками, коллегами и конкурентами можно будет пообщаться неформально.
Форма дискуссии позволит получить представление обо всем многообразии мер в кадровой политике у своих коллег в Архангельской области и за рубежом, изменить русло дискуссии в профессиональных сообществах региона, которая пока сосредоточена преимущественно вокруг вопросов перераспределения собственности, а не поиска действенных способов распоряжения человеческим капиталом в новых условиях.
Хочу еще раз подчеркнуть, что форум «Персонал 2009. Кризис и рынок труда: политика выживания» станет первым кадровым форумом международного масштаба. Мы планируем сделать подобное мероприятие ежегодным. И уверены, что кадровый форум станет постоянной площадкой для общения представителей малого и среднего бизнеса, наиболее опытных деловых консультантов, представителей профсоюзов, администрации Архангельской области, где также можно будет обменяться опытом и выработать совместные меры для решения наиболее актуальных вопросов в региональной кадровой политике.
- Итак, участники форума «Персонал 2009. Кризис и рынок труда: политика выживания» смогут...
- ...узнать, почему «кризис - это не только проблемы, но и возможности»,
найти новые стратегии, методы и деловые модели для решения задач в сфере управления персоналом в условиях экономического кризиса,
понять естественные закономерности поведения персонала в кризисных условиях, провести обмен конструктивными решениями схожих проблем,
обобщить опыт компаний, государственных структур области и стран Баренц-региона.
Подробности и условия участия в форуме вы можете узнать на сайте «Северного кадрового агентства» www.cka.ru/forum
- И все-таки, вы уже наверняка анализировали, чей путь более перспективен - «романтиков» или «реалистов персонала»...
- Приходите на форум и все узнаете.