Депутаты сходу утвердили предложения Управления финансов и экономического развития округа. Обсуждения или даже дискуссии на депутатском комитете, предшествующем сессии не получилось.
Не возымели действия аргументы Уполномоченного Бориса Дульнева о том, что ожидаемое исполнение бюджета по Уполномоченному и его аппарату будет близким к 100 процентам, что в результате секвестра возникнет кредиторская задолженность по ранее заключенным госконтрактам на поставку услуг для государственных нужд Уполномоченного и его аппарата в размере около 800 тыс. рублей, что в результате секвестра Уполномоченный и его аппарат будут лишены возможности запланированных поездок по населенным пунктам округа, проведения мероприятий, издания просветительской литературы.
«Из-за секвестра бюджета я не смогу вылететь в Москву на запланированную в начале июля встречу уполномоченных по правам человека в субъектах РФ с председателем Правительства России Владимиром Путиным, - заявил Борис Дульнев, - Фактически денежные средства оставлены лишь на зарплату с начислениями, аренду помещений аппарата и связь».
На этой же сессии окружные депутаты единогласно установили предельную численность аппарата Уполномоченного на 2010 год, сократив ее с шести человек (в настоящее время) до четырех со следующего года. Вопрос предельной численности аппарата Уполномоченного являлся предметом бурных обсуждений и в администрации округа, и в Собрании депутатов в течение всего прошлого года. В своем Ежегодном докладе Борис Дульнев указал, что вопрос о штатной численности стал одной из основных причин напряженности между Уполномоченным и депутатами окружного Собрания, между Уполномоченным и Администрацией округа. В том же докладе отмечено, что этот вопрос стал наиболее конфликтным, и был выведен оппонентами Уполномоченного за рамки взаимоотношений Уполномоченного и депутатов, Уполномоченного и администрации округа, после чего стал предметом пристального общественного обсуждения и спекуляций.
Депутатов прошлого созыва не устраивала «неподконтрольность» ими же назначенного Уполномоченного и предоставленная ему достаточная свобода действий в формировании бюджета аппарата, структуры и штатной численности. Также вызывала раздражение деятельность по проверке нарушений прав колхозников председателями рыболовецких колхозов и вскрытые в ее ходе многочисленные нарушения законодательства о сельхозкооперации. В течение года было внесено несколько изменений в окружной закон об Уполномоченном, ограничивающих его возможности в части определения структуры и численности аппарата, формирования бюджета, упрощены процедуры выражения недоверия и досрочного прекращения его полномочий.
В интервью Бориса Дульнева, опубликованном в его официальном бюллетене, говориться: «Кстати, именно такую численность (четыре человека) ориентировочно заложили и депутаты предшествующего созыва, разрабатывавшие и принявшие закон об Уполномоченном.
Во время неоднократных обсуждений вопроса о численности в прошлом году мне так и не удалось добиться от авторов закона об Уполномоченном обоснования этой численности. Этого обоснования не было и в запрошенных мною пояснительных записках к законопроектам об уполномоченном по правам человека и по правам ребенка. Никто не смог мне объяснить, почему совместив в одном аппарате полномочия двух самостоятельных аппаратов, один из которых предполагался в количестве четырех человек (аппарат Уполномоченного по правам человека), а другой в количестве пяти человек (аппарат Уполномоченного по правам ребенка), на выходе депутаты посчитали достаточным для всей работы аппарат в четыре человека. Лишь однажды прозвучала реплика, что эта цифра была взята достаточно произвольно, подразумевая по дальнейшей деятельности ее корректировку. Самое удивительное, что само обсуждение этого вопроса велось и с депутатами прошлого созыва, и ведется с депутатами этого созыва не в конструктивной плоскости. Мои обоснования большая часть депутатов, судя по ходу обсуждения, просто не читает, а при обсуждении в доводы просто не вдумывается и не желает вдумываться. Лейтмотивом решений является тезис, высказанный во время обсуждения вопроса одним из депутатов прошлого созыва «Сколько вам дали людей и денег, так и крутитесь, как знаете!». На мои вопросы, каким образом в этом случае Уполномоченный и его аппарат должны реализовывать все определенные для них задачи и полномочия, ответа, естественно, не поступает. В связи с этим я предложил депутатам либо все-таки дать Уполномоченному возможность исполнять возложенные на него задачи и полномочия в полном объеме (и по численности, и по финансированию), либо принять решение о ликвидации этого института, если он так непосильно обременителен для бюджета».
В то же время нельзя исключать такого варианта развития событий, когда осенью после окончания каникул депутаты могут изменить свое решение - и денег добавить, и численность немного увеличить. - Четыре государственных служащих в аппарате, являющемся самостоятельным госорганом, самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно исполняющим свой бюджет, физически не смогут выполнять все определенные в законе об Уполномоченном задачи и полномочия. Следует учитывать, что на этих же людях лежит ответственность за организацию и обеспечение деятельности аппарата в полном соответствии с действующим законодательством: начиная с организации документооборота, бухгалтерского учета, закупок товаров и услуг для государственных нужд аппарата, заканчивая разработкой предложений для совершенствования регионального и федерального законодательства в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, ребенка, - отметил Борис Дульнев, - не надо заниматься профанацией, по крайней мере, я оставляю за собой право не участвовать в этом.
Примечание.
Наличие, качество работы российских уполномоченных по правам человека и ребенка в силу международных договоров и соглашений России находится под пристальным вниманием международного сообщества. На каждом субъекте РФ лежит своя доля ответственности за имидж и авторитет всей России на международной арене. Ненецкий округ в силу его геополитического положения, стратегических не только для России и Европы, но и мира, богатств недр находится в поле пристального внимания и руководства страны, и международного сообщества. В 2010-2011 годах подходят сроки предоставления в ООН очередных докладов РФ о социально-экономическом развитии, о ситуации с правами человека, о ситуации с правами ребенка.