Поиски сухогруза Arctic Sea, исчезнувшего в водах Атлантики 29 июля, пока не ведутся, хотя оповещение уже передано всем военным судам ВМФ России. Как утверждает редактор сайта «Морской бюллетень - Совфрахт» Михаил Войтенко, масштабная операция может начаться лишь через несколько дней.
"Завтра в 23:00 по московскому времени четыре корабля Черноморского флота выйдут из Гибралтарского пролива в Атлантический океан. В зоне предполагаемого исчезновения судна Arctic Sea они приступят к поиску. Соответствующее распоряжение походный штаб уже получил", - сообщили ИТАР-ТАСС в понедельник в Минобороны РФ.
"Однако поисковые мероприятия будут проходить лишь попутно, в зоне и в рамках графика движения российских кораблей, поскольку в назначенное время они должны прибыть в порт Балтийск. Скорость движения отряда - 11 узлов (около 20 километров в час)", - уточнили в оборонном ведомстве. Накануне Служба информации ВМФ РФ сообщила, что Военно-морской флот тщательно анализирует ситуацию, связанную с исчезновением судна. На корабли и суда российского флота передано соответствующее оповещение.
Последний раз, по данным Михаила Войтенко, сухогруз, шедший из Балтийского моря в Средиземное, зафиксировали в западной части Бискайского залива 30 июля в 1.29 по Гринвичу. До этого, по данным финских СМИ, сухогруз засекли 29 июля в проливе Ла-Манш. После этого судно бесследно исчезло - Arctic Sea должен был прибыть в Алжир еще 4 августа. На борту находятся 15 человек, все они - россияне. Оператором судна Arctic Sea является компания, базирующаяся в Архангельске
По данным компании Stora Enso - крупнейшего в Европе производителя бумаги, - сухогруз вез из Финляндии в Алжир 2 тыс. кубометров древесины стоимостью €300 тыс. По другим оценкам, стоимость груза составляет €1,3 млн.
«В последний раз судно выходило на связь 28-29 июля, - сообщил Infox.ru владелец судна Виктор Матвеев, директор компании Solchart Management AB (Финляндия). - Это произошло, когда сухогруз проходил Ла-Манш. С тех пор у нас нет с ним связи. На борту находился пилолес (древесина)». Виктор Матвеев не смог ответить на вопросы, объявлено ли судно в официальный розыск, каковы результаты расследования нападения на сухогруз в Балтийском море и что предпринимает компания в настоящий момент.
«Я занимаюсь лишь судоходством, заданные вами вопросы не в моей компетенции», - заявил Матвеев.
Сухогруз вышел с грузом леса из Финляндии в середине июля. Однако в ночь на 24 июля в Балтийском море рядом со шведским островом Оланд судно подверглось нападению неизвестных, пишет Infox.ru. Восемь человек в черных масках и жилетах с надписью «полиция» ворвались на судно, вырубили мобильные телефоны и повредили радиооборудование и 12 часов обыскивали сухогруз в поисках наркотиков. Ничего не найдя, нападавшие покинули судно, а сухогруз последовал дальше. Судовладелец, директор компании Solchart Management AB Виктор Матвеев сообщил о произошедшем властям Финляндии, а те послали запрос в полицию Швеции. Там началось расследование по факту нападения на судно, однако следователи с 28 июля не могли связаться с экипажем - спутниковый телефон не работал.
Шведская полиция отрицает свою причастность к нападению на судно, однако, по данным местных СМИ, не исключено, что на Arctic Sea действительно ворвались сотрудники отдела по борьбе с наркотиками, перепутав в темноте подозреваемое в контрабанде судно.
Остается неясным, зачем ворвавшиеся на сухогруз люди повредили оборудование и почему экипаж не зашел в ближайший порт для разбирательства. Спустя пять дней после инцидента Arctic Sea пропал. По мнению Михаила Войтенко, судно могли угнать, повредив систему оповещения AIS - ее могли демонтировать и переставить на другое судно.
Войтенко утверждает, что затонуть в полной неизвестности сухогруз не мог: в Атлантике обломки судна могли обнаружить другие суда, кроме того, Arctic Sea успел бы передать сигнал бедствия.
Пространство, где может сейчас находиться судно, радиусом 3000-3500 миль.
«Наверное, можно с высокой степенью вероятности предположить, что весь сыр-бор из-за какого-то очень серьезного груза или материала на борту, мне кажется, - посерьезнее, чем наркотики. Могу добавить от себя лично: ничего подобного не встречал - ни в своей жизни, ни в известной мне истории», - подытожил Войтенко.
Сухогруз Arctic Sea (первое название судна "Охотское") - дедвейт 4,706 тысячи тонн, год постройки - 1991, флаг - Мальта, оператор - Solchart Arkhangelsk Ltd (Архангельск).