Игумен Филипп - начальник инспекции по контролю за банковской системой, кредитными учреждениями и мониторингу финансовых рынков. Он единственный действующий священнослужитель, состоящий на государственной службе. Сейчас его инспекция контролирует, как работают принятые антикризисные меры.
"Закон дает нам право контролировать коммерческие организации, которые получают бюджетные средства. И самое главное - выявлять, что мешает движению этих средств и их эффективному использованию, - рассказывает игумен о своей работе. - Наша основная цель - не "схватить за руку". Я всегда исхожу из презумпции невиновности и считаю, что те организации, которые получают государственные средства, сформированы из людей честных".
В неэффективном использовании средств порой повинны власти, говорит Филипп. Например, в прошлом году государство дало банкам деньги под 18% годовых в условиях падающей экономики. Разумеется, банкиры вложили средства в валюту. В итоге к 31 декабря они вернули государству деньги с процентами. Но "если государство при этом ожидало, чтобы за три месяца промышленность сделала им 18% годовых из этого кредита, то это наивность, если не глупость", говорит представитель Счетной палаты.
Игумен о причинах кризиса: финансы есть, а ума не хватило
Финансово-экономический кризис начался "из-за недостатка ума" у менеджеров, считает Филипп. "Финансы есть, а отсутствие ума привело к тому, что их мультипликация, то есть умножение финансовых ресурсов, из реальной экономики перешла в систему виртуальную... Этот "мыльный пузырь" втянул в себя всю систему расчетов в мировом масштабе. При этом организовывали этот "мыльный пузырь" люди, страдающие явным недостатком образования", - поясняет чиновник.
"И, конечно, есть морально-этический вопрос: к чему приводит концентрация на самом себе, на своей прибыльности, на своей успешности, для которой можно пожертвовать другими. По сути, за последние годы победил взгляд на вещи: если кто-то оказался в убытках, то он лузер и на него надо смотреть не с сожалением и желанием помочь, а смеяться над ним и топить", - говорит Филипп.
Кризис продлится долго, уверен игумен. Если Великая депрессия формально продолжалась четыре года, а потом еще десять лет экономика не могла восстановиться, то теперь "дело гораздо хуже". "Сейчас мир - это глобальная экономическая система. Рухнули не только Штаты, они за собой утащили всех, и выплывать придется всем вместе".
Чтобы преодолеть кризис, мир должен поменять модель экономического роста: заменить виртуальные деньги реальными. Задуматься следует и России, указывает игумен. Страна перед кризисом наживалась на дорогой нефти, но при этом не сделала ничего, чтобы она стоила 150 долларов за баррель. "Что, мы стали потреблять в разы больше нефти? Нет. Мы стали ее меньше добывать? Нет. Ничего в технологии не изменилось. Чистая спекуляция и виртуализация продукта", - подчеркивает Филипп.
В то же время молиться о преодолении кризиса не следует, уверен игумен. "Господь сам знает, что человеку полезно, - поясняет он. - Поэтому я считаю: Господь всегда даст то и тогда, что и когда тебе нужно. Бога надо прежде всего славить и благодарить".
По мнению священнослужителя, кризис - это не Божья кара. "Если из общества выметается мусор, это не наказание, а благодеяние... Какое же это наказание, если мы очистим экономику от спекулянтов? Мы просто себе денег сэкономим", - объясняет Филипп.
"Закон Божий не касается экономической сферы"
Отношения в финансово-экономической сфере должны регулировать не представления о совести и не божественные заповеди, а закон, уверен игумен Филипп. "Совесть - это очень хорошее понятие, когда мы с вами находимся в стенах церкви. Но когда речь идет об экономической деятельности, совесть заключается только в одном: закон надо выполнять. И не обижайся на государство, когда оно направляет к тебе налоговую проверку, после которой тебя сажают", - добавляет он.
"Рынок - это не когда каждый делает все, что он хочет, топит других, а сам, желательно приворовывая бюджетные средства, хорошо живет на Канарах или в ином месте. Западная практика нам показывает: рынок - это, прежде всего, жесткое соблюдение законодательства", - указывает игумен.
"Закон Божий касается лично вас. Он не касается экономической сферы. Есть протестантская точка зрения, что вместе с физическими законами Бог дал человеку экономические законы. Но я бы здесь ввел небольшую поправку... Говорить об абсолютной объективности экономических законов мы не можем", - отмечает Филипп.
Чиновник-монах: церковь благословляет, коллеги уважают
Игумен Филипп рассказал о том, как ему одновременно удается быть и монахом, и чиновником. "В 1992 году, когда я работал в Министерстве внешних экономических связей, я принял монашеский постриг. Мое светское руководство посмотрело на это сквозь пальцы, а священноначалие пришло к выводу, что мне не стоит полностью порывать те связи, которые имели место на тот момент... Потом уже эта работа трансформировалась в деятельность на финансовом рынке, а затем во властных структурах", - вспоминает он.
Говорить о том, какая карьера успешнее - светская или духовная, - игумен не берется: "Если мыслить светскими понятиями, то успех - это динамичная карьера, награды... А что понимать под успехом в духовной сфере?.. Бывает, человек всю жизнь прожил простым иеромонахом, а потом к его могиле не зарастает народная тропа. Вот и думайте, что такое успех".
Задача монаха - спасать собственную душу. "Но если Бог послал тебе дарование... то в меру своих духовных сил и знаний можно предпринять попытку спасти людей и вокруг", - полагает Филипп. А чтобы добиться монашеского смирения, "не обязательно копать огород лопатой", говорит он, "чтобы быть монахом, не обязательно жить в монастыре". При напряженном графике работы монах даже на государственной службе не отвлекается на "лишние" вещи, поясняет Филипп.
Церковное начальство всегда относилось к светской работе Филиппа положительно. "Мой епархиальный владыка меня на это благословляет, покойный Патриарх Алексий II смотрел на дело также достаточно благосклонно, - рассказывает священнослужитель. - Как будет на это смотреть святейший Патриарх Кирилл, я еще просто не знаю, поскольку на эту тему мы с ним не разговаривали".
Коллеги по Счетной палате относятся к монаху в своих рядах уважительно. "Мы не фиксируем внимание на моем служении", - говорит Филипп. "Закон о государственной службе предписывает: в госучреждениях не должна вестись религиозная проповедь. Но если у кого-то возникают вопросы, всегда можно найти время для того, чтобы на них ответить", - отмечает игумен.
Проблем с "корпоративами" и прочими обязательными мероприятиями у Филиппа также не возникает. "Слава Богу, в государственных структурах нет идиотских психологических тренингов, в соответствии с которыми считается, что принудительными выездами на природу можно создать команду, - говорит он. - Все-таки команда создается во время совместной работы. Можно прекрасно гулять вместе на природе, а потом ты выясняешь, что человек, с которым ты гулял, полный идиот и на него в работе полагаться нельзя".
Источник: http://www.newsru.com/religy/10aug2009/igumenkrizis.html
Фото: Милосердие.ру