Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Arctic Sea превращается в "летучего голландца"

 

Таинственная история с похищением Arctic Sea, перевозившего груз древесины, началась 24 июля, когда к находившемуся в шведских территориальных водах сухогрузу подошла скоростная надувная лодка, в которой были неизвестные люди. Пристав к борту корабля, они попросили о помощи, сославшись на техническую неисправность. Но едва поднявшись на борт Arctic Sea, они под угрозой применения оружия захватили судно. После чего, тщательно обыскав трюмы сухогруза, захватчики приказали капитану изменить маршрут в направлении берегов Африки и, на всякий случай, отключили навигационное оборудование.

По другой версии, захватившие судно пираты представились сотрудниками шведской полиции, что позже было опровергнуто последней. Причем, начальник федеральной полиции Швеции Томми Хидфорс был крайне удивлен случившимся: "Лично я за всю свою карьеру никогда не слышал, чтобы пираты появлялись в шведских водах. Разве что несколько веков назад такое случалось". И вообще, что могли искать неизвестные на борту судна, груженого лесом? Тем не менее, с этого момента история вокруг Arctic Sea начала стремительно разворачиваться в жанре детектива-боевика. Однако, все по порядку...

22 июля судно вышло из финского порта под мальтийским флагом. На его борту было 15 членов экипажа, рассчитывавших 4 августа пришвартоваться в алжирском порту Беджаия. Но уже на второй день их плавания судно было атаковано группой неизвестных вооруженных людей в масках. Около 12 часов они зачем-то тщательно обыскивали трюмы и судовые помещения Arctic Sea. Видимо, ничего не найдя, захватчики так же таинственно покинули борт сухогруза и исчезли в неизвестном направлении.

Не меньшее удивление вызывают действия капитана Arctic Sea и владельца судоходной компании "Solchart", которые, видимо, предпочли не предавать случившееся огласке. Информация об инциденте появилась лишь спустя 10 дней после нападения, когда Arctic Sea бесследно исчез. 28 июля пропал идентификационный сигнал, по которому судовладелец может отслеживать местоположение судна. Причем, корабль, оборудованный системами спутникового слежения, исчез внезапно, так и не подав сигнала бедствия. Не менее странно, что одновременно перестали отвечать все мобильные телефоны судовой команды. Корабль окончательно превратился в "летучего голландца".

Но искать Arctic Sea начали лишь 4 августа, когда сухогруз не пришел к месту назначения - в порт Беджаия. Наконец, 13 августа, неожиданно для всех, от корабля поступил долгожданный сигнал. Причем, это был сигнал о нападении. И, судя по всему, судно захватили повторно. Президент Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову сделать все возможное для того, чтобы обнаружить сухогруз. На его поиски были мобилизованы все военные суда, находившиеся в зоне исчезновения корабля, а также атомные подводные лодки. Ни много ни мало, к поискам подключились элитные подразделения специальных служб ВМФ и ФСБ России.

15 августа, когда судно было обнаружено в районе островного государства Кабо-Верде, финская полиция сообщила, что захватчики потребовали от его владельца - компании "Solchart" - выкуп в 1,5 миллиона долларов. Однако, странным образом, судоходная компания опровергла сообщения о выкупе. И, наконец, 17 августа, в районе Кабо-Верде российский сторожевик "Ладный" наконец-то настиг судно. В результате проведенной операции экипаж был освобожден без единого выстрела, а находившиеся на борту Arctic Sea восемь подозреваемых в захвате судна взяты под стражу.

В этот же день министр обороны Сердюков доложил президенту России об успешной операции и аресте подозреваемых, четверо из которых оказались гражданами Эстонии, остальные - Латвии и России. И уже через несколько дней пиратов и большую часть судовой команды доставили самолетами военно-транспортной авиации в Москву. Но, как оказалось, точку в этом деле ставить было рано. История с пропажей Arctic Sea только начала набирать обороты, обрастая все более странными подробностями. Неожиданно для всех, вместе с захватчиками в "Лефортово" были доставлены и 11 членов освобожденной судовой команды. Четверо остальных членов команды, во главе с капитаном, остались на сухогрузе, чтобы под конвоем российских военных кораблей перегнать его в Новороссийск, где будут проходить дальнейшие следственные действия.

Про доставленных в Москву членов экипажа известно, что они побывали в СИЗО "Лефортово" на допросе, но ночевали в одной из московских казарм ФСБ. Во всяком случае, на связь с родственниками они долгое время не выходили. Супруга одного из матросов Arctic Sea - Михаила Потехина - даже обратилась за помощью к патриарху Кириллу, находившемуся в Архангельске с пасторским визитом. В своем письме, переданном священнослужителям, сопровождавшим патриарха, жена моряка просила предстоятеля Русской православной церкви помочь ей и остальным женам членов команды связаться с экипажем.

Как рассказал журналистам глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, Московская патриархия намерена обратиться в следственные органы, "чтобы помочь нейтрализовать озабоченность родственников моряков".

Между тем, официальный представитель СКП Владимир Маркин долгое время уверял: "Права моряков не нарушаются. Кто хотел связаться с родными по своим мобильным - уже связался". Однако до сих пор нет информации и об оставшихся на борту Arctic Sea четверых членах экипажа. Во всяком случае, руководство компании-оператора сухогруза "Solchart-Архангельск" и руководство местного профсоюза моряков не может связаться с кораблем уже вторую неделю.

Кроме того, что судно контролируется военными, им ничего не известно. Оставшейся команде запрещают выходить на связь, или на борту не отремонтированы средства связи, считают в профсоюзе. Предположения о том, что на связь запрещают выходить и доставленным в Москву морякам, 26 августа был вынужден подтвердить руководитель СКП Александр Бастрыкин.

Согласно его заявлению, сделанному в интервью "Российской газете", члены экипажа Arctic Sea изолированы в качестве свидетелей, которых необходимо "неотложно допросить". Агентству "Интерфакс" Бастрыкин вообще туманно заявил: "Мы не исключаем вариантов, что там могли везти не только лес. Отчасти и поэтому придержали членов экипажа - тоже надо разобраться, не причастен ли кто к тем событиям".

Стоит отметить, что достаточно противоречивая информация от официальных структур поступала все время поисков исчезнувшего Arctic Sea. Не внесли ясность и представители морского управления Мальты, которые вообще сделали сенсационное заявление: сухогруз Arctic Sea вовсе не исчезал с радаров. Более того, местонахождение судна им было известно с момента его похищения. Такую несогласованность в изложении данных попытался объяснить постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. Собравшимися журналистам он сказал, что ложная информация намерено "вбрасывалась" в СМИ, с целью обеспечить секретность операции российских военных. Но, похоже, что такой ответ устроил не всех.

Ряд наблюдателей уже сейчас указывает на несколько нестыковок в деле Arctic Sea. Во-первых, в европейских водах пиратство не наблюдалось уже многие десятилетия. Во-вторых, захватывать судно в Балтийском море, чтобы вести его потом к африканским берегам через Ла-Манш - один из наиболее тщательно контролируемых проливов в мировом океане, по меньшей мере, недальновидно. И, в-третьих, мало кому верится, что дорогостоящая боевая операция ВМФ, с применением атомных подводных лодок России, могла быть затеяна ради судна, груженого обыкновенными пиломатериалами.

Зарубежные и отечественные эксперты уже кинулись выдвигать версии о неком таинственном грузе Arctic Sea. При этом они предполагают, что в трюмах судна могло быть все что угодно: от наркотиков до крылатых ракет для Ирана. Поначалу даже появилась версия о тайно перевозимых радиоактивных материалах. Но ее сразу отвергли финские власти, отвечавшие за погрузку судна в порту Якобстад (Пиетарсаари).

Вскоре отпала и версия о наркотиках, так как из-за них руководство России вряд ли отправило бы в погоню военный флот и атомные АПЛ. Версия о контрабанде оружия повисла в воздухе. Докладчик ЕС по борьбе с пиратством, эстонский адмирал Тармо Кыутс уже высказался в пользу этой версии, но получил яростное опровержение со стороны Дмитрия Рогозина. Свой ответ Рогозин дал в традиционно жесткой манере: "Такого рода фантазии морехода из Эстонии вызывают гомерический хохот. Зачем нужно было городить такой огород, чтобы везти что-то запрещенное через Балтийское море, затем пересекать Ла-Манш, идти через Бискайский залив, Атлантику, вплоть до африканского берега? Это, как говорится, полный бред".

А находящиеся в "Лефортово" подозреваемые в захвате Arctic Sea уже заявили о том, что они - "просто мирные экологи, которые подошли к сухогрузу в Балтийском море, чтобы попросить бензин". По их не слишком убедительной версии, капитан отказал им в бензине, из-за чего они и не смогли покинуть судно. Тем временем, скандал вокруг "летучего голландца" приобрел межгосударственный масштаб. Так, брат подозреваемого в пиратстве жителя Эстонии Дмитрия Бартенева Алексей в эфире местного телеканала заявил, что тот невиновен и стал "жертвой политических игр". По его словам, его брат вместе с пятью другими подозреваемыми 17 июля отправился в Испанию на заработки, и Алексей не понимает, кто втянул их в эту таинственную историю.

Тем временем, Басманный суд Москвы запросил у властей Эстонии и Латвии информацию о задержанных гражданах. Государственная прокуратура Эстонии ответила российским следователям, что лишь один из задержанных пиратов - Евгений Миронов - в 2005 году был осужден за непредумышленное убийство на четыре года, но в 2008 году был досрочно освобожден за примерное поведение. Тогда как другие участники захвата привлекались лишь за незначительные правонарушения: Дмитрий Бартенев был наказан за вождение автомобиля в нетрезвом виде, а Андрей Лунев имеет восемь административных взысканий за мелкие проступки. Остальные предполагаемые захватчики, по предварительным данным, криминального прошлого не имеют вообще. Причем, как оказалось, подозреваемый в пиратстве Андрей Лунев уже три года официально числится умершим! Якобы, его опознала некая Татьяна Альтавил из Курска, когда того показали в теленовостях. По ее утверждениям, Лунев был моряком, и трудился на рыболовном сейнере в Петропавловске-Камчатском. 18 августа 2006 года сейнер перевернулся и затонул вместе с экипажем. Лунев был признан погибшим, несмотря на отсутствие убедительных доказательств его кончины. Теперь он неожиданно "всплыл" в достаточно туманной и запутанной истории.

Складывается впечатление, что в деле Arctic Sea появится еще не одна версия случившегося. Тогда, как история с "летучим голландцем" обрастает все новыми интригующими загадками.

Источник: Интернет-журнал «Новая политика»


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (287)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20