На конференцию собрались ученые, деятели культуры, реставраторы, музейные работники, представители власти из восьми регионов России: Архангельской, Вологодской, Свердловской, Ленинградской, Костромской, Кировской областей, республики Карелия и Ненецкого автономного округа. Как подчеркивали участники конференции, Русский Север является местом, где сохранилась подлинная русская культура. Среди 80 тысяч российских памятников истории и культуры свыше 30 тысяч сегодня представлены именно в северных регионах.
«Проблем много, говорит директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва Юрий Веденин. - Прежде всего, это охрана памятников истории и культуры, и, в первую очередь, памятников деревянного зодчества. Многие из них расположены в отдаленных деревнях и разрушаются. Кроме того, проблема исторических городов. Сохранить культурное наследие сегодня можно только за счет развития малых городов, которые известны во всей России и за ее пределами, но состояние их плачевно. Сегодня необходимо сохранять и нематериальную культуру. Русский Север всегда был известен своим устным народным творчеством - песнями, сказаниями, былинами, но, к сожалению, этот пласт постепенно утрачивается».
Отметим, что во многом «утрачиванию пласта» традиционной северной культуры способствует безразличная и бездеятельная позиция региональных властей. Так, по данным ИА "RUSNORD", экс-глава Пинежского района Архангельской области Павел Меньшуткин неоднократно обращался к тогдашнему губернатору Николаю Киселеву с реальной программой стратегии развития не только своего - Пинежского, но и соседних - Лешуконского и Мезенского - районов. Но Киселев и его чиновники благополучно спустили на тормозах инициативу Пинежского главы-выскочки, не сделав ни одного шага в направлении заданного им вектора.
А, между тем, ставка Меньшуткиным и его товарищами делалась на «сказочном» - туристическом - сценарии трех исторически значимых районов Архангельской области. Он исходил из тех соображений, что за последние 15 лет (с 1993 по 2007 год) количество нежилых населенных пунктов Пинежья увеличилось в 6 раз (!) - с 2 до 12, а в половине населенных пунктов района (62) проживает менее 50 человек. Численность школьников сократилась за 5 лет на 32% - и тенденция к сокращению продолжается.
Меньшуткин неоднократно обращал внимание вышестоящей власти на то, что, поскольку в деревнях патологически нет работы, происходит внутренняя миграция в центральные населенные пункты. «При этом вымирают, в первую очередь, деревни, но ведь русская северная деревня - это суть нашей культуры! Потеря деревни означает потерю идентичности, а это вопрос национальной безопасности», - уверен Павел Меньшуткин.
Выводы, сделанные экс-главой Пинежского района, выглядят следующим образом:
При этом в Пинежском, Лешуконском и Мезенском районах есть ресурсы, которые можно успешно эксплуатировать:
- неплохая экология;
- деревни, как музей старины в естественных условиях;
- сеть монастырей и т.д. и т.п.
Эти ресурсы можно использовать для развития почти всех видов туризма.
Туризм по-Меньшуткину - это:
«Нам всем важно осознать то, что каждый турист везет с собой не менее 10 тыс. руб. в кармане, и он хочет потратить их внутри района, - обосновывал еще в июне на одной из конференций по сохранению культурного наследия П.Меньшуткин. - В результате возникает эффект мультипликации, описываемый в любом учебнике по экономике: один рубль через некоторое время рождает 5. Поэтому так важно любыми путями затаскивать деньги в экономику наших районов».
Думаем, не лишним будет здесь привести несколько тезисов из того, июньского, доклада П.Л.Меньшуткина.
Что мешает развитию туристической отрасли?
В первую очередь - повседневная культура:
Часто утверждают, что развития туризма в наших условиях невозможно, так как слабо развита инфраструктура. На самом деле неразвитая инфраструктура является тормозом только для некоторых видов туризма, а для многих туристов хорошая сеть дорог и связи вызывает отторжение, так как не возникает эффект преодоление трудностей.
Основной тормоз для развития туризма - это повседневная культура и руководителей, и населения.
Осознание ценности традиционной культуры для политиков и населения, создание туристических брендов, изменение стереотипов и т.п. -- это мыслительная инфраструктура экономики.
Нас (разработчиков стратегии), в первую очередь волнует, как, каким образом эту повседневную культуру изменить? Другого пути, как проведение форумов, семинаров на различные темы, но так или иначе связанных с туристической отраслью, нет. Для этого нужны финансы. У малого бизнеса таких денег нет, да и понимания пока нет. Важно, чтобы финансирование изменения мозгов было в бюджете области, районов приоритетным, потому что:
мыслительная инфраструктура для развития экономики намного важнее инженерной инфраструктуры!
Поэтому мы сформулировали главную задачу органов госвласти и органов местного самоуправления:
Необходимо изменить повседневную культуру для сохранения традиционной культуры...
как основы экономического развития...
в интересах национальной безопасности.
Таким образом, традиционная древняя пинежская, мезенская и лешуконская культуры являются важнейшим экономическим ресурсом, а повседневна культура - основным тормозом для развития.
Что для этого нужно?
В первую очередь необходимо изменение бюджетного мышления управленческой элиты:
Проблема состоит в том, что очень сложно отказаться депутатскому корпусу от лоббирования строительства какой-нибудь школы и начать финансирование какого-нибудь неосязаемого «бренда», который может вытащить потом когда-нибудь экономику территории. Но ведь, если мы не переломим тенденцию на вымирание русской деревни, то в этой школе скоро не будет учеников!
В этом и заключается государственное мышление.
Простой пример
На создание всероссийского бренда «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» были вложены деньги публичных образований: г.Москва, Вологодская область и г. Великий Устюг. Начало вложений - самый кризисный 1998 г. И только на втором этапе вокруг этого проекта возник мощный малый бизнес.
Цель, которую ставили перед собой главы Пинежского, Мезенского и Лешуконского районов была следующей: обогнать г. Великий Устюг по количеству гостей к 2030 г. (в 2008 г. Великий Устюг посетило 180 тыс. чел., Пинежский район - чуть более 20 тыс. чел.). Если эта цель будет достигнута, уверен Меньшуткин, то все три района будут богатыми.
Как всем этим процессом управлять?
«Написать стратегию - это только начало, нужно ее реализовать, но наш случай - уникален, - говорит Меньшуткин, - так как задействованы три независимых публичных субъекта, в которых есть самостоятельные властные структуры. В результате мы пришли к тому, чтобы создать межмуниципальную управляющую компанию, которая бы зарегистрировала на себя бренд «Северная сказка», и на профессиональном уровне продвигала бы его на туристическом рынке».
На втором этапе управляющая компания с помощью передачи франшизы малому бизнесу могла бы с одной стороны выйти на самоокупаемость, а, с другой стороны, следить за тем, чтобы поддерживались строгие стандарты тех услуг и товаров, которые будут производиться в рамках этого проекта.
«Ведь наша цель - не просто внедрить в сознание потребителя быль о «Северной сказке», о сказочном месте, в которое надо обязательно съездить. Важнее всего, чтобы потребителю захотелось потребить все, что производится под маркой «Северная сказка». Если будет достигнут такой результат, то я буду считать, что цель стратегии трех Северных территорий достигнута», - заявляет Павел Меньшуткин.
Небольшое, - но очень важное дополнение: Традиционная культура пока еще остается основой для экономического развития Пинежского района.
P.S. По данным администрации Архангельской области, за четыре года на реализацию различных «культурных» проектов из федерального и областного бюджетов было выделено 275 миллионов рублей. Речь идет о реализации проектов «Старый Архангельск» (реставрация комплекса памятников XVIII-XIX вв. в исторической части города), открытии музея художника и сказочника Степана Писахова, картинной галереи художника А. Борисова, реставрации Соловецкого монастыря, Новодвинской крепости, Гостиных дворов, культурных объектов Сольвычегодска и Каргополя.
В 2010 году в связи с кризисом финансирование федеральной программы «Культура России» будет сокращено.
Фото Н.Гернета