Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

К вопросу о сохранении традиционной северной культуры

 

На конференцию собрались ученые, деятели культуры, реставраторы, музейные работники, представители власти из  восьми регионов России: Архангельской, Вологодской, Свердловской, Ленинградской, Костромской, Кировской областей, республики Карелия и Ненецкого автономного округа. Как подчеркивали участники конференции, Русский Север является местом, где сохранилась подлинная русская культура. Среди 80 тысяч российских памятников истории и культуры  свыше 30 тысяч сегодня представлены именно в северных регионах.

«Проблем много, говорит директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва Юрий Веденин. - Прежде всего, это охрана памятников истории и культуры, и, в первую очередь, памятников деревянного зодчества. Многие из них расположены в отдаленных деревнях и разрушаются. Кроме того, проблема исторических городов. Сохранить культурное наследие сегодня можно только за счет развития малых городов, которые известны во всей России и за ее пределами, но состояние их плачевно. Сегодня необходимо сохранять и нематериальную культуру. Русский Север всегда был известен своим устным  народным творчеством - песнями, сказаниями, былинами, но, к сожалению, этот пласт постепенно утрачивается».

Отметим, что во многом «утрачиванию пласта» традиционной северной культуры способствует безразличная и бездеятельная позиция региональных властей. Так, по данным ИА "RUSNORD", экс-глава Пинежского района Архангельской области Павел Меньшуткин неоднократно  обращался к тогдашнему губернатору Николаю Киселеву с реальной программой стратегии  развития не только своего - Пинежского, но и соседних - Лешуконского и Мезенского  - районов. Но Киселев и его чиновники благополучно спустили на тормозах инициативу Пинежского главы-выскочки, не сделав ни одного шага в направлении заданного им вектора.

А, между тем, ставка Меньшуткиным и его товарищами делалась на «сказочном» -  туристическом -  сценарии трех исторически значимых районов Архангельской области. Он исходил из тех соображений, что за последние 15 лет (с 1993 по 2007 год) количество нежилых населенных пунктов Пинежья увеличилось в 6 раз (!) - с 2 до 12, а в половине населенных пунктов района (62) проживает менее 50 человек. Численность школьников сократилась за 5 лет на 32% - и тенденция к сокращению продолжается.

Меньшуткин неоднократно обращал внимание вышестоящей власти на то, что, поскольку в деревнях патологически нет работы, происходит внутренняя миграция в центральные населенные пункты. «При этом вымирают, в первую очередь, деревни, но ведь русская северная деревня - это суть нашей культуры! Потеря деревни означает потерю идентичности,  а это вопрос национальной безопасности», - уверен Павел Меньшуткин.

Выводы, сделанные экс-главой Пинежского района, выглядят следующим образом:

  • Сельское хозяйство не определяет экономику района (занятость около 100 чел.);
  • Лесопромышленные предприятия резко сокращают рабочие места и в перспективе перейдут на вахтовый метод;
  • Это основные причины сокращения рождаемости и вымирания деревень;
  • Сокращение рабочих мест приводит к сокращению базы подоходного налога, а это основной налог у ОМС;
  • Лесопромышленный комплекс не будет развивать исторические  деревни, так как сосредоточен в рабочих поселках, а они не представляют ценности с точки зрения сохранения культуры;
  • Вслед за сокращением населения в ближайшее время будут сокращаться рабочие места в бюджетной сфере.

При этом в  Пинежском, Лешуконском и Мезенском районах есть ресурсы, которые можно успешно эксплуатировать:

- неплохая экология;

- деревни, как музей старины в естественных условиях;

- сеть монастырей и т.д. и т.п.

Эти ресурсы можно использовать для развития почти всех видов туризма.

Туризм по-Меньшуткину -  это:

  • Рост народонаселения (в том числе и за счет постоянного туристического потока);
  • Создание рабочих мест непосредственно в депрессивных деревнях;
  • Развитие торговли и транспорта;
  • Развитие сельского хозяйства через расширение внутреннего спроса;
  • Сохранение традиционного уклада и культуры;
  • Эффективная молодежная политика;
  • Краеведческая работа, патриотическое воспитание;
  • Туризм - это «хвастовство» своим родным краем, что повышает ценность края в умах молодого поколения;
  • Рост налогооблагаемой базы.

«Нам всем важно осознать то, что каждый турист везет с собой не менее 10 тыс. руб. в кармане, и он хочет потратить их внутри района, - обосновывал еще в июне на одной из конференций по сохранению культурного наследия П.Меньшуткин. - В результате возникает эффект мультипликации, описываемый в любом учебнике по экономике: один рубль через некоторое время рождает 5. Поэтому так важно любыми путями затаскивать деньги в экономику наших районов».

Думаем, не лишним будет здесь привести несколько тезисов из того, июньского, доклада П.Л.Меньшуткина.

Что мешает развитию туристической отрасли?

В первую очередь - повседневная  культура:

  • Привычка думать стереотипно: «Мы всю жизнь лесом и сельским хозяйством занимались, а Вы нам туризм навязываете!»;
  • Публичные управленцы всех уровней недооценивают туризм, как серьезную экономическую базу по этой же причине;
  • Традиционная культура не является ценностью для большинства населения: «Что мы им будет показывать - наши развалюхи!»;
  • Жители в основном не готовы работать в сфере туризма:
  • - не умеют и не хотят
  • - туризм - это сфера обслуживания, а не производство, что считается не престижным среди населения

Часто утверждают, что развития туризма в наших условиях невозможно, так как слабо развита инфраструктура. На самом деле неразвитая инфраструктура является тормозом только для некоторых видов туризма, а для многих туристов хорошая сеть дорог и связи вызывает отторжение, так как не возникает эффект преодоление трудностей.

Основной тормоз для развития туризма - это повседневная культура и руководителей,  и населения.

Осознание ценности традиционной культуры для политиков и населения, создание туристических брендов, изменение стереотипов и т.п. -- это мыслительная инфраструктура экономики.

Нас (разработчиков стратегии), в первую очередь волнует, как, каким образом эту повседневную культуру изменить? Другого пути, как проведение форумов, семинаров на различные темы, но так или иначе связанных с туристической отраслью, нет. Для этого нужны финансы. У малого бизнеса таких денег нет, да и понимания пока нет. Важно, чтобы финансирование изменения мозгов было в бюджете области, районов приоритетным, потому что:

мыслительная инфраструктура для развития экономики намного важнее инженерной инфраструктуры!

Поэтому мы сформулировали главную задачу органов госвласти и органов местного самоуправления:

Необходимо изменить повседневную культуру для сохранения традиционной культуры...

   как основы экономического развития...

  в интересах национальной безопасности.

Таким образом, традиционная древняя пинежская, мезенская и лешуконская культуры являются важнейшим экономическим ресурсом, а повседневна культура - основным тормозом для развития.

Что для этого нужно?

В первую очередь необходимо изменение бюджетного мышления управленческой элиты:

  • Для проведения исследований
  • Для финансирования брендов и проектов
  • Для проведения обучающих семинаров
  • Для участия в выставках
  • и т.п.

Проблема состоит в том, что очень сложно отказаться депутатскому корпусу от лоббирования строительства какой-нибудь школы и начать финансирование какого-нибудь неосязаемого «бренда», который может вытащить потом когда-нибудь экономику территории. Но ведь, если мы не переломим тенденцию на вымирание русской деревни, то в этой школе скоро не будет учеников!

В этом и заключается государственное мышление.

Простой пример

На создание всероссийского бренда «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» были вложены деньги публичных образований: г.Москва, Вологодская область и г. Великий Устюг. Начало вложений - самый кризисный 1998 г. И только на втором этапе вокруг этого проекта возник мощный малый бизнес.

Цель, которую ставили перед собой главы Пинежского, Мезенского и Лешуконского районов была следующей: обогнать г. Великий Устюг по количеству гостей к 2030 г. (в 2008 г. Великий Устюг посетило 180 тыс. чел., Пинежский район - чуть более 20 тыс. чел.). Если эта цель будет достигнута, уверен Меньшуткин,  то все три района  будут богатыми.

 

Как всем этим процессом управлять?

«Написать стратегию - это только начало, нужно ее реализовать, но наш случай - уникален, - говорит Меньшуткин, - так как задействованы три независимых публичных субъекта, в которых есть самостоятельные властные структуры. В результате мы пришли к тому, чтобы создать межмуниципальную управляющую компанию, которая бы зарегистрировала на себя бренд «Северная сказка», и на профессиональном уровне продвигала бы его на туристическом рынке».

На втором этапе управляющая компания с помощью передачи франшизы малому бизнесу могла бы с одной стороны выйти на самоокупаемость, а, с другой стороны, следить за тем, чтобы поддерживались строгие стандарты тех услуг и товаров, которые будут производиться в рамках этого проекта.

«Ведь наша цель - не просто внедрить в сознание потребителя быль о «Северной сказке», о сказочном месте, в которое надо обязательно съездить. Важнее всего, чтобы потребителю захотелось потребить все, что производится под маркой  «Северная сказка». Если будет достигнут такой результат, то я буду считать, что цель стратегии трех Северных территорий достигнута», - заявляет Павел Меньшуткин.

Небольшое, - но очень важное дополнение: Традиционная культура  пока еще остается основой для экономического развития Пинежского района.

P.S. По данным администрации Архангельской области, за четыре года на реализацию различных «культурных» проектов из федерального и областного бюджетов было выделено 275 миллионов рублей. Речь идет о реализации проектов «Старый Архангельск» (реставрация комплекса памятников XVIII-XIX вв. в исторической части города), открытии музея художника  и сказочника Степана Писахова,  картинной галереи художника А. Борисова,  реставрации Соловецкого монастыря, Новодвинской крепости, Гостиных дворов, культурных объектов Сольвычегодска и Каргополя.

В 2010 году в связи с кризисом финансирование федеральной программы «Культура России»  будет  сокращено.

Фото Н.Гернета


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (303)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20