При любом сценарии глобальное потепление подействует на Россию сильнее, чем на многие другие страны: при повышении средней температуры на Земле на 1 градус в России средняя температура растет на 2-3 градуса. В итоге, по расчетам Владимира Клименко из Московского энергетического института, отопительный сезон к 2050 г. сократится (при усредненном сценарии) на 10 дней в году.
Это поможет России сэкономить на обогреве около 2 млрд тонн условного топлива - около 20% доказанных запасов сырой нефти и газового конденсата.
Хотя потепление должно повысить уровень океана и увеличить сток рек, многим странам оно грозит острой нехваткой питьевой воды. Россия и здесь вытянула счастливый билет: осадков станет больше, причем доля снега - сейчас около 50% - будет уменьшаться. Но последствия сильно зависят от региона.
На следующей карте собраны прогнозы ученых о том, как может измениться климат в разных регионах и как это может повлиять на экономику - энергопотребление, сельское хозяйство, транспортную сферу.
Полная версия карты - http://slon.ru/articles/232420/
Прогнозы разнятся и по срокам, и по формату оценок. Но сведение их вместе помогает хотя бы примерно оценить те выгоды и проблемы, которые Россия может получить от климатических перемен.
Северные регионы от потепления выиграют: просто потому, что там станет теплее, но не уменьшится количество воды. Но регионы вблизи Каспийского моря и неподалеку от границ со Средней Азией могут заметно пострадать и от затопления части прибрежной территории, и от возможной нехватки питьевой воды. Дефицит воды будут испытывать и сами среднеазиатские страны, что чревато серьезными региональными конфликтами.
По-разному потепление может повлиять и на сельское хозяйство. В Сибири, на Дальнем Востоке и на севере России в ближайшие полвека урожайность серьезно вырастет. Но при этом в ряде южных регионов, где производится большая часть сельскохозяйственной продукции, урожайность будет падать.
Оценить эффект для транспортной инфраструктуры еще сложнее. В северных районах из-за таяния льдов периоды навигации будут становиться все длиннее. Но при этом многие дороги, положенные на вечную мерзлоту, могут оказаться в еще более плачевном состоянии, чем сейчас, а в отдаленные районы, куда раньше зимой добирались по замершим руслам рек, будет попасть сложнее.
Увеличение трафика через северные морские пути - большой плюс (возможно сокращение дороги из Европы в Северную Америку в два с лишним раза, и это - стимул к развитию портов российского севера). Но статус Арктики сейчас вызывает серьезные споры, так что из-за территориальных претензий северные пути могут оказаться менее востребованы, чем ожидалось.
Хотя в целом экономике Крайнего Севера дополнительные градусы тепла будут полезны, не всем последствиям стоит радоваться. При размораживании аварии на трубопроводах станут чаще, а экологические и экономические последствия - серьезнее, особенно там, где трубы идут неподалеку от рек.
Кроме того, ресурс зданий, построенных с учетом вечной мерзлоты, при потеплении будет стремительно сокращаться. По прогнозам Росгидромета, к 2030 г. в Якутске и Тикси 100% зданий, построенных до 2000 г., исчерпают свой ресурс прочности...
По материалам slon.ru