В 10.30 утра 9 апреля от приема пищи начали воздерживаться авиадиспетчеры в Ростове. К ним присоединяются диспетчерские коллективы в других городах. В ближайшие несколько дней авиаперелеты в большей части страны могут оказаться под угрозой полной остановки.
Авиадиспетчеры уже больше трех месяцев требуют от руководителя госкорпорации подписания коллективного договора. В ответ гендиректор Валерий Горбенко выставил ультиматум коллективу: «либо увольняйтесь - либо подписывайте «колдоговор», изобретенный юристами руководства. Авиадиспетчеры уже назвали проект, придуманный работодателем, «горбатым колдоговором». В нем авиадиспетчеры лишаются всех дополнительных льгот и соцгарантий, лишаются индексации зарплат и, мало того, в «горбатый колдоговор» включен пункт о том, что работодатель имеет право изменять колдоговор «в одностороннем порядке».
Абсурдность и провокационный характер такого ультиматума Горбенко уже стали предметом отдельного обсуждения на заседании круглого стола Общественной палаты 6 апреля. На нем члены палаты, депутаты Госдумы, представители Росавиации пытались сгладить ситуацию, найти аргументы для руководства Госкорпорации ОрВД и предотвратить акции протеста авиадиспетчеров по стране. К сожалению, участники круглого стола так и не нашли взаимопонимания. Горбенко их попросту слушать не захотел, считая свое право на ультиматум коллективу «незыблемым».
Между тем, во всех региональных подразделениях госкорпорации руководство начало активный поиск штрейхбрейхеров и на их основе регистрировать альтернативные профсоюзы. Эти профсоюзы также получили название «горбатых». Лидеры «горбатых» уже поставили свои подписи под региональными «горбатыми» же колдоговорами. «С юридической точки зрения, их подписи не легитимны. Они нужны лишь для создания «видимости», что авиадиспетчеры сломлены, и что в Госкорпорации наведен порядок», - заявил Сергей Ковалев.
Напомним, что неделю назад в акции протеста авиадиспетчеров приняли участие 12 городов: Москва, Ростов, Волгоград, Краснодар, Ставрополь. Минеральный воды, Нальчик, Оренбург, Уфа, Ханты-Мансийск, Сургут, Горноалтайск.
Авиадиспетчеры не имеют права бастовать, поэтому свои действия они не называют ни голодовкой, ни забастовкой. Акция протеста выражается в «отказе от приема пищи». Само по себе такое действие не запрещено законом, но через некоторое время ослабленного голодовкой авиадиспетчера нельзя будет допустить к работе по медицинским показаниям. По закону, выходя на работу, диспетчер должен быть отдохнувшим, выспавшимся, с отличным кровяным давлением и хорошей концентрацией внимания. Заменить авиадиспетчера конкретного аэропорта с его уникальными схемами посадок практически не реально. Это вопрос не нескольких дней, а, возможно, даже месяцев.
При этом "забастовки" в ее юридическом смысле нет. Но для самолетов в одно прекрасное утро в небе может появиться "стоп-сигнал". И тогда международный коллапс в масштабах 1/8 части суши обеспечен.