На первое место в требованиях авиадиспетчеров вышел пункт о смене гендиректора Госкорпорации «Организация Воздушного движения» Валерия Горбенко.
Напомним, что вместо подписания коллективного договора, который истек 1 апреля, гендиректор госкорпорации поставил ультиматум своему многотысячному коллективу, и в грубой форме отказался от встреч с профсоюзом.
Вместо существующего колдоговора Горбенко предложил свой вариант, который авиадиспетчеры уже прозвали «горбатым» колдоговором. Согласно «горбатому колдоговору» авиадиспетчеры лишаются льгот и соцгарантий. Кроме того, гендиректор вставил пункт, о том, что «он имеет право в одностороннем порядке менять условия коллективного договора.
Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) пытался всячески решить вопрос мирным путем. Были написаны 20 обращений в органы власти страны. 6 апреля проведен круглый стол в Общественной палате. Аргументы для примирения сторон предлагали депутаты Госдумы, инспекторы Росавиации, члены Общественной палаты, но Валерий Горбенко отказался их выслушать и продолжал настаивать на своем ультиматуме и «горбатом» колдоговоре.
Когда стало понятно, что компромисс невозможен, ФПАД призвал своих коллег на местах начать акцию протеста, которая выражается в «отказе от приема пищи».
По закону авиадиспетчеры не имеют права бастовать, поэтому свои действия они не называют ни голодовкой, ни забастовкой. Акция протеста выражается в «отказе от приема пищи». Само по себе такое действие не запрещено, но через некоторое время ослабленного голодовкой авиадиспетчера нельзя будет допустить к работе по медицинским показаниям. По закону, выходя на работу, диспетчер должен быть отдохнувшим, выспавшимся, с отличным кровяным давлением и хорошей концентрацией внимания. Заменить авиадиспетчера конкретного аэропорта с его уникальными схемами посадок практически не реально. Это вопрос не нескольких дней, а, возможно, даже месяцев.
Как рассказал ИА RUSNORD председатель ФПАД Сергей Ковалев, пока реакции официальных лиц на данную акцию протеста нет. «Валерия Горбенко никто не уволил. И на переговоры с коллективом он не вышел. Возможно, все руководство отрасли пока занято трагедией в Смоленске, и ожидает развития событий», - сказал Ковалев. Пока аэропорты продолжают работать в штатном режиме, власть надеется, «что все само собой утрясется»
Первыми акцию протеста начали авиадиспетчеры Ростова-на-Дону, которые знают Валерия Горбенко не понаслышке. Когда он руководил этим подразделением, то в пух и прах разругался с коллективом, и в результате голодовки авиадиспетчеров в 2005 году был смещен с поста руководителя.
Неожиданно для экспертов отрасли, в 2009 году Горбенко объявился уже в кресле директора госкорпорации «ОрВД», где первым делом наступил на те же грабли, вступив в непримиримый конфликт с коллективом.
Акцию протеста авиадиспетчеров поддержали также девять независимых профсоюзов России. Накануне они выступили с требованием отставки гендиректор Госкорпорации за нарушение морально-этических норм.
Под обращением подписалиcь Председатель Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергей Вострецов, председатели профсоюзов докеров, железнодорожников, торговли и услуг, общественного обслуживания и другие.