Законопроект под туманным названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" затрагивает интересы миллионов россиян. Он вводит новое разделение бюджетных учреждений в стране и предполагает радикальные изменения в финансировании таких организаций, как школы, детские сады, больницы и др.
Согласно документу, все государственные и муниципальные бюджетные учреждения разделяются на три типа - казенные, автономные и бюджетные учреждения.
Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.
Все остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.
Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.
Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.
Установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.
Согласно новым поправкам, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Добавлено также положение о том, что бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Ранее в законопроекте был только запрет бюджетным учреждениям размещать денежные средства на депозитах в банках. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ.
В окончательном варианте закона уточнены также положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. Установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива. Эта поправка призвана избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.
В случае одобрения реформы президентом и Советом Федерации федеральные органы власти должны будут не позднее 1 ноября 2010г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители учреждений должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному. Все необходимые изменения в уставы должны быть приняты до 1 июня 2011г.
Комментарии:
Алексей Попов, хирург Первой городской больницы Архангельска:
- Проект закона окончательно снимает все преграды перевода учреждений системы образования и здравоохранения на платную основу через уменьшение или ликвидацию системы государственных заказов на подготовку кадров в образовательных учреждениях, на лечение людей, на культурное обслуживание. Снимает все ограничения к произвольной реструктуризации (сокращению, закрытию, ликвидации) системы бюджетных учреждений образования, здравоохранения и культуры в любом конкретном месте по воле чиновников и без учёта мнения населения. К примеру, многие вузы больницы, учреждения культуры могут быть под видом укрупнения уничтожены. Приведет к тому, что бюджетные учреждения потеряют свою финансовую самостоятельность даже независимо от успешной работы.
Таким образом, государство хочет снять с себя существенную часть расходов по содержанию школ, больниц, библиотек, музеев и в очередной раз эти расходы перекладывает на население, которое должно будет из своего кармана заплатить недостающие средства.
Это приведет к росту социальной напряжённости в обществе, к проявлению экстремизма, следовательно, этот законопроект может быть охарактеризован как экстремистский, наносящий вред государству и обществу. Более того, данный законопроект запустит новый виток коррупции:
1) бюджетные учреждения останутся бюджетными только на словах, так как должны будут обрести хозяйственную самостоятельность, в зависимости от доходов сокращать число работающих, определять размеры оплаты труда, также они будут лишены 3-х основных признаков учреждения, как это трактует Гражданский кодекс: собственник - государство (муниципалитет) финансирует учреждение; несёт за него ответственность; ограничивает распоряжение имуществом учреждения.
2) они будут исключены из Бюджетного кодекса и в Гражданский кодекс тоже не попадут. По всем признакам это будут коммерческие организации.
Но у государственной (муниципальной) коммерческой организации должен быть договор, предусматривающий обязанности сторон, условия предоставления услуг. Этого тоже не будет. Такая виртуальная организация, как считают эксперты, превратится в фантом, выпадающий из правового поля. А это возможность коррупции, расхищения имущества, ползучая приватизация государственных (муниципальных) учреждений. Схемы приватизации обычные - устроить неконтролируемый рост задолженности, ведь за долги отвечает само учреждение. Очень возможен и сговор с местными властями и чиновниками.
Ещё один путь - ограничивая государственные (муниципальные) заказы, тихо подвести под банкротство. Больница на 100 мест, а муниципальный заказ поступит на 50 мест, значит остальные - платные. Больных у нас много, а платить могут лишь единицы.
Изменение правового статуса государственных (муниципальных) учреждений имеет далеко идущие социальные и политические последствия:
- ликвидация системы бесплатного образования; бесплатной медицинской помощи;
- полная коммерциализация работы культурно-просветительных учреждений и др.;
- не получат финансовой поддержки детские учреждения дополнительного образования.
Далее жертвами приватизации станут, прежде всего, учреждения, которые расположены в крепких, капитальных домах в центре городов. Больницы и клиники, вполне реально, захватят страховые компании, которые нуждаются в собственных медицинских учреждениях, а при распределении государственных (муниципальных) заказов будут процветать откаты.
Олег Смолин, заместитель главы комитета Госдумы по образованию:
«В России 350 тысяч учреждений социального толка и поэтому изменения коснутся практически каждого гражданина России. Если по-простому, то этот закон предусматривает коренное изменение характера работы всей социальной сферы. Если ранее, по действующему законодательству задачей этой сферы было предоставление людям бесплатного образования и медицины, что является их конституционным правом, то по новому закону, бюджетные организации столкнутся с новой задачей - заработать денег на свое существование. И только во вторую очередь - оказывать людям свои непосредственные услуги. Если сейчас учредитель (государство или муниципальные органы) обязан финансировать учреждения, то теперь будет финансироваться только госзадания, выданные учреждениям. Есть задание - есть деньги, нет заданий - нет денег.
Я рассказал Путину, какие ожидаются последствия от принятия этого законопроекта. Во-первых, это фактическое превращение некоммерческих организаций в коммерческие. Это скажется на качестве всех услуг. Во-вторых, это удар по карману всех граждан через вытеснение бесплатных услуг - платными. В-третьих, в случае принятия этого закона произойдет массовая реструктуризация этих учреждений и массовая безработица среди интеллигенции и других работников этой сферы. И как итог: падение человеческого потенциала России. Я напомнил Путину, что даже в страшном 1992 году мы были 34-е, а по последним данным мы - 71-е. Я привел ему заключения экспертов. Например,- экономиста Оксаны Дмитриевой. В ответ премьер заверил меня, что у него есть заключения других экспертов, которые полагают, что наши опасения напрасны, а качество услуг только повысится. Но аргументации в пользу того, что станет лучше, я не услышал. В пояснительной записке к этому закону написано, что он направлен на улучшение качества услуг при сохранении современного уровня бюджетного финансирования или замедлении темпов его роста. Минфин, который и тащит этот закон, прямо признает, что его главная цель - экономия бюджетных денег...»