Высшая школа: трудный путь реформ
Как сообщила представитель областного государственно-правового управления Надежда ГАГАРИНА, на данный момент в Госдуме обсуждаются два проекта федеральных законов, описывающих возможные варианты организационных форм. Первый из них, об автономных учреждениях, предполагает создание автономного учреждения, спектр услуг которого охватывает практически всю бюджетную сферу, имеет только одного учредителя - государство, и выполняет госзаказ. Обладает большой самостоятельностью, но и ответственность его возрастает. Так, учреждение несет ответственность по взятым обязательствам свободными денежными средствами и имуществом, а учредитель - нет. Преобразование существующего учреждения в автономную организацию возможно в случае, если это не повлечет ущерба правам граждан, в том числе и на получение бесплатной медицинской помощи и образования. В образовательной сфере под такой законопроект попадают учреждения начального и среднего образования.
Второй законопроект «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях» предусматривает создание некоммерческих организаций. Гагарина пояснила, что если первый тип учреждений – бюджетные, то здесь организация, по сути, является коммерческой. Имущество переходит к ней на праве собственника, а в автономной организации (попадающей под первый законопроект) собственник – правительство, субъект, муниципалитет. Учреждение может оказывать дополнительные (непрофильные) услуги. И если учреждения, предусмотренные в первом законопроекте, обязаны выполнять госзаказ, то здесь учреждение может его выполнять и получать под него финансирование, может и отказаться. Во втором случае учреждение зарабатывает деньги самостоятельно, получает в собственность недвижимое имущество и другую собственность и несет ответственность по обязательствам имуществом. По данному пути могут пойти вузы, которые лишатся федерального финансирования и будут предоставлять услуги платного образования.