На заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 12 февраля 2010 года был рассмотрен и принят в первом чтении проект федерального закона №308243-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Проект закона направлен на беспрецедентное реформирование сети бюджетных учреждений, проект изменит правовой статус и механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, которые по существу переходят на коммерческую основу. В данный момент проект разослан по регионам для ознакомления и внесения корректировок.
С 1 января 2011 года для бюджетных учреждений всех уровней (федеральных, региональных, местных): школ, больниц и поликлиник, медицинских центров, библиотек, музеев, Домов культуры прекращается бюджетно-сметное финансирование их деятельности. Планируется перевод работы на коммерческую основу. Учреждениям даётся возможность заработать доходы через конкурсное получение государственных и муниципальных заказов (можно их получить, но можно и без них остаться) и введение платности непокрытых государственными заказами объёмов услуг этих учреждений.
Другая небольшая часть государственных (муниципальных) учреждений будет преобразована в новый тип - казённое учреждение (военные, правоохранительные и др. подобные), статус которых, по сути, совпадает с закреплённым в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения, но с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных ими в соответствующий бюджет. Это потребует реформирования 25 тысяч федеральных и 303 тысяч региональных и муниципальных бюджетных учреждений.
Проект закона:
1) окончательно снимает все преграды перевода учреждений системы образования и здравоохранения на платную основу через уменьшение или ликвидацию системы государственных заказов на подготовку кадров в образовательных учреждениях, на лечение людей, на культурное обслуживание.
2) снимает все ограничения к произвольной реструктуризации (сокращению, закрытию, ликвидации) системы бюджетных учреждений образования, здравоохранения и культуры в любом конкретном месте по воле чиновников и без учёта мнения населения. К примеру, многие вузы больницы, учреждения культуры могут быть под видом укрупнения уничтожены.
3) приведет к тому, что бюджетные учреждения потеряют свою финансовую самостоятельность даже независимо от успешной работы.
Таким образом, государство хочет снять с себя существенную часть расходов по содержанию школ, больниц, библиотек, музеев и в очередной раз эти расходы перекладывает на население, которое должно будет из своего кармана заплатить недостающие средства.
Это приведет к росту социальной напряжённости в обществе, к проявлению экстремизма, следовательно, этот законопроект может быть охарактеризован как экстремистский, наносящий вред государству и обществу.
Более того, данный законопроект запустит новый виток коррупции:
1) бюджетные учреждения останутся бюджетными только на словах, так как должны будут обрести хозяйственную самостоятельность, в зависимости от доходов сокращать число работающих, определять размеры оплаты труда, также они будут лишены 3-х основных признаков учреждения, как это трактует Гражданский кодекс: собственник - государство (муниципалитет) финансирует учреждение; несёт за него ответственность; ограничивает распоряжение имуществом учреждения.
2) они будут исключены из Бюджетного кодекса и в Гражданский кодекс тоже не попадут. По всем признакам это будут коммерческие организации.
Но у государственной (муниципальной) коммерческой организации должен быть договор, предусматривающий обязанности сторон, условия предоставления услуг. Этого тоже не будет. Такая виртуальная организация, как считают эксперты, превратится в фантом, выпадающий из правового поля. А это возможность коррупции, расхищения имущества, ползучая приватизация государственных (муниципальных) учреждений. Схемы приватизации обычные - устроить неконтролируемый рост задолженности, ведь за долги отвечает само учреждение. Очень возможен и сговор с местными властями и чиновниками.
Ещё один путь - ограничивая государственные (муниципальные) заказы, тихо подвести под банкротство. Больница на 100 мест, а муниципальный заказ поступит на 50 мест, значит остальные - платные. Больных у нас много, а платить могут лишь единицы.
Изменение правового статуса государственных (муниципальных) учреждений имеет далеко идущие социальные и политические последствия:
- ликвидация системы бесплатного образования; бесплатной медицинской помощи;
- полная коммерциализация работы культурно-просветительных учреждений и др.;
- не получат финансовой поддержки детские учреждения дополнительного образования.
Далее жертвами приватизации станут, прежде всего, учреждения, которые расположены в крепких, капитальных домах в центре городов. Больницы и клиники, вполне реально, захватят страховые компании, которые нуждаются в собственных медицинских учреждениях, а при распределении государственных (муниципальных) заказов будут процветать откаты.
Фракция КПРФ в Госдуме единогласно (57 голосов) проголосовала против принятия законопроекта.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС:
1) как вы думаете, как проголосовали депутаты от «Единой России» в Госдуме? Как проголосуют их местные однопартийцы?
2) какое реальное название должна носить такая партия?
Хирург Попов
Фото А.Гревцова