А началось всё в позапрошлую пятницу вечером, когда в эфире телеканала НТВ в рамках программы "ЧП. Расследование" был показан фильм "Дело в кепке", посвященный семье столичного градоначальника. Темой фильма стали скандалы, связанные с именем московского мэра и его супруги Елены Батуриной. Авторы "Дела в кепке" отметили, что Батурина попала на третье место в списке самых богатых женщин мира, составленном журналом Forbes. Подчеркивалось, что бизнес Батуриной успешно развивается именно в Москве. Что, надо сказать, в определённой мере соответствует действительности, батуринское «Интеко» так и не прижилось на Белгородчине.
Также был упомянут скандал вокруг строительства трассы через Химкинский лес. Согласно мнению, высказанному экспертами - главным редактором "Русской службы новостей" Сергеем Доренко и предпринимателем Германом Стерлиговым (чей авторитет беспристрастных аналитиков более чем сомнителен, первый давно вышел в тираж как медиа фигура федерального значения, второй просто эпатажный полудурок) - прокладка трассы по альтернативному маршруту, через район Молжаниново, нанесла бы урон компании "Интеко", которая арендовала там земли под строительство. Отмечу, в фильме так же показано интервью с одним из известнейших экспертов-транспортников Михаилом Блинкиным. Теперь он раскаивается в своём участии в съёмках, говорит, что его подставила журналистка, не объяснив сути происходящего. При этом отношение Блинкина к Лужкову не изменилось, просто ему, как любому интеллигентному человеку, претит участвовать в массовой травле.
Авторы фильма также поведали о следственных действиях в отношении вице-мэра столицы Александра Рябинина и бывшего зампрефекта СВАО Иосифа Рейханова. Были продемонстрированы кадры с празднования дня рождения бывшего владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова, на котором присутствовал Лужков, и упомянут скандал с выселением старожилов Южного Бутова. В частности, рассказывалось том, как жительница района Юлия Прокофьева, которую Лужков обвинил в "жлобстве", подала иск о защите чести и достоинства, но в его удовлетворении было отказано.
В конце фильма его создатели отметили, что летом 2010 года, когда Москву накрыл смог от природных пожаров, Лужков находился в отпуске. Вернувшись, он подписал распоряжение о выделении 105 миллионов рублей на помощь инвалидам, пострадавшим от смога, и 256 миллионов рублей на пчел, отмечалось в "Деле в кепке".
За несколько часов до выхода фильма в эфир Лужков в беседе с Интерфаксом отверг обвинения в том, что он пытался расколоть тандем президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. По словам мэра Москвы, эта идея могла прийти "только в горячие головы". Кроме того, мэр заявил, что не собирается досрочно покинуть свой пост. О том, что такой сценарий рассматривается в Кремле, ранее со ссылкой на анонимные источники сообщили несколько СМИ. В свою очередь, Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос о Лужкове на политологическом форуме в Ярославле, заявил, что чиновники, не желающие участвовать в модернизации, должны перейти в оппозицию.
Вопрос о Лужкове президенту задал глава "Фонда эффективной политики" Глеб Павловский. Он напомнил слова Медведева о том, что модернизацию можно осуществить, только опираясь на свободных, критически мыслящих людей, отметив, что есть те, кто сомневается в верности этого суждения. "А вот московский мэр говорит о крайне тяжелой атмосфере в обществе, не соответствующей задачам развития", - процитировал Павловский статью Лужкова.
"Вы что, мне предлагаете московскому мэру привет послать?" - переспросил Медведев. "Я не согласен, у нас нет тяжелой атмосферы в обществе. Есть люди, которые недовольны тем, как мы развиваемся. Но, если коллеги недовольны, у них есть возможность делать свои выводы. Представители власти должны либо участвовать в улучшении общественных институтов, или переходить в оппозицию", - сказал президент.
По многочисленным сведениям из различных источников вице-премьер Сергей Собянин рассматривается в качестве основного кандидата на пост мэра Москвы. По первоначальным данным, Юрий Лужков, чьи полномочия истекают в июне 2011 года, уйдет в отставку уже в декабре. Правда, в минувшую среду появилось сообщение, что отставка московского мэра будет подписана в течение ближайших недель, а сам Лужков конкретно заявил, что по собственной воле и с места не стронется. Помимо Собянина в «шорт-лист» кандидатов входят вице-премьер Сергей Иванов, глава МЧС Сергей Шойгу и бывший калининградский губернатор Георгий Боос.
Мне недосуг считать, сколько критических материалов о деятельности Лужкова, как московского мэра, я написал за последние 6 лет. И почти в каждом вопрошал Кремль - «Когда? Доколе?». Но и мне глубоко противно происходящее сегодня в эфире. По сути, жулики пытаются судить жулика, и ещё неизвестно, кто циничнее.
Что плохого Лужков сделал для Москвы, хорошо известно и без меня. А вот что хорошего? Помню, как краснел за родной город перед испанцами, приехавшими по обмену студентами летом 91-го года. Ребятам захотелось русского пивка разливного отведать, «сервесы» по ихнему. Повёл в лучший на тот момент столичный пивбар «Ракушка», что у метро «Юго-Западная». И первое, на что наткнулись при входе, была лужа мочи, вытекающей из забитого туалета. О богатстве ассортимента и проценте разбодяженности «Жигулёвского» лучше умолчу, не те воспоминания. Какая там демократия, какая перестройка и гласность при таком амбре...
Перемена власти с социалистической на капиталистическую или запрет деятельности КПСС тоже чуда не совершили. Водки и закуски стало больше, но Москва оставалось одной из самых убогих мировых столиц. И вот летом 92-го интеллигентного и велеречивого профессора Попова сменил крепкий хозяйственник Лужков. И Москва стала расцветать, именно в неё Запад стал инвестировать миллионы и миллиарды. Заметьте, без грамма нефти, без кубического миллиметра газа, без единого карата алмазов. Просто под «скромное обаяние», а, вернее, под его крепкое слово.
Действительно, слово мэра дорогого стоит в самом прямом смысле. В середине 90-х любая бабушка на лавочке у московского подъезда могла доходчиво объяснить, на каких условиях в столичном правительстве «решаются вопросы». Надо просто положить 200 000$ в определённую ячейку определённого банка (сумма с годами корректировалась в сторону увеличения), и отдать документы на согласование. В случае отрицательного ответа деньги можно было там же забрать обратно, к ним никто и не притронется. Удивительная честность в сравнении с тем, что творилось и творится в других регионах...
А ещё Лужков умел держать в руках этнические ОПГ и национальные диаспоры, договариваться с ними. Когда в Москве взорвали очередной троллейбус, он не побоялся сказать в телекамеру, что московским чеченцам пора паковать чемоданы и выдвигаться в сторону Грозного. Правда, под давлением Кремля ему потом пришлось взять слова обратно (не он же один с нохчи получает), но положительный эффект был. После взрыва в подземном переходе на Пушке авторитетные чеченцы быстренько встретились с авторитетными армянами, и те безропотно взяли вину на себя. Ведь это действительно были их разборки.
Наверное, не только мне, но и многим москвичам ясно, что Лужкова нужно было убирать лет 10 назад, а то и раньше. Тогда, когда конструктивистские вкрапления в старую Москву смотрелись милыми символами нового времени. На его же место поставить какого-нибудь авторитетного московского интеллигента, хоть юриста, хоть артиста, хоть поэта или архитектора. Москва к тому времени набрала заданный экономический ход, а вот культуры ей явно не хватало. Вместо этого Лужков забронзовел и пошёл в разнос. Но разве что-то другое от него можно было ожидать?
Известно, что родители Юры приехали в Москву в голодные 30-е на прокорм. Папа - из тверской деревни Лужки (и никаких Кацев, это всё антисемитские хохмочки), мама - из башкирской степи, именно оттуда мэрская луноликость. Мальчик с провинциальной генетикой смотрел на Москву из полуподвала на Щипке и оттуда мечтал возвыситься на сталинским ампиром. Что впоследствии и сделал, а мы возмущаемся.
Ещё один пикантный штрих его биографии. Молодой Лужок учился в «Керосинке» (Нефтехим им. Губкина). Как студент, звёзд с неба не хватал, но удачно женился на Марине Башиловой, чей папа был крупным начальником в нефтяной отрасли. Поэтому докапиталистическая биография будущего столичного градоначальника являет собой копию успешной номенклатурной лестницы, последний «пролёт» которой пришёлся Мосгорисполком. Сегодня окружение Лужкова уверяет, что это была чистая любовь без тени расчёта. Я бы в такое поверил, но при одном условии - будущий столичный мэр строил свою номенклатурную карьеру в другой отрасли, а не в той, где трудился его вельможный тесть. Например... на «Мосфильме», у нас кого только не было. А так, извините, лукавство пополам с лицемерием.
Но в 1989 году жена погибает от скоротечного рака печени. Казалось бы, Юрий Михайлович уже и сам с усам, но психология примака просто так не выветривается. Думаю, Лужков к тому моменту прекрасно представлял цену номенклатурной дружбе - пятачок в базарный день. И тут встретилась способная и цивилизованная кооператорша, мужеподобная Лена Батурина. Можно только позавидовать мужскому здоровью мэра, на такую не у каждого вст... ну, вы меня поняли. Впрочем, я слышал, что большое количество долларов на некоторых действует почище любого афрозадиака. Просто не было у автора возможности проверить данный эффект на себе...
Казалось бы, что ещё Лужкову нужно в его 74 года (а ведь выглядит он, как и в 92-ом, слегка под 60)? Те деньги, что есть у семьи, не проесть-прогулять и праправнукам, если только каждый месяц туристами в космос летать не будут. Ну, во-первых, Юрий Михайлович может позволить потешить собственное самолюбие. Ведь за него сегодня вся Москва, по старому дворовому принципу «наших бьют». А убрали бы без пыли в эфире, те же люди только перекрестились и плюнули бы вслед. Ну, а во-вторых, кто знает, какие там у Лужкова договорённости, с кем, на какие суммы и сроки? Вполне вероятно, что досрочный уход с поста мэра для него равносилен смертному приговору, и просто нет другого выхода, как стоять до конца.
Но если всё уже решено, непонятно, кого ставить на его место. Ни Собянин, ни Иванов, ни даже Шойгу для Москвы не авторитеты из-за своей иногородности. Не кивайте на то, что коренных москвичей сегодня можно встретить, разве что, в Тель-Авиве или Архангельске. При таком раскладе вчерашние туляки почувствуют себя московитами в пятом поколении. Вроде бы, подходит Боос, но после калининградского фиаско его триумфальное повышение будет рассматриваться, как полный коллапс отечественной кадровой политики и поражение властвующего тандема.
Но кто бы ни пришёл на лужковское место, мне его уже жалко. Партнеры будут рвать на части, подрядчики наезжать с претензиями, начальство требовать и публично пороть, а подчинённые презирать и плевать в спину. Вряд ли кому-то по силам сравниться с крутостью Лужкова, выстроившего все сферы московской жизни под себя и покидающего пост настоящим бойцом.
Вот я и говорю - Крепкий орешек, последний бойскаут Москвы...
Леонид Черток