Мировые СМИ комментируют его высказывания о новой политике США на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Он признал за палестинцами право на собственное государство и, упомянув «щекотливое число 1967», дал понять Израилю, что следует уступить часть Восточного Иерусалима и эвакуировать поселения с Западного берега. Израиль резонно счел, что Обама на этот раз зашел слишком далеко в самопиаре перед своими мусульманскими избирателями. Впрочем, от человека с отчеством Хусейнович там ничего другого и не ожидали.
Американский президент пообещал поддержать демократические восстания в арабских странах и впервые призвал начать переговоры о создании палестинского государства в границах Израиля до 1967 года. Таким образом, он стремится опередить исторические перемены в этом регионе, полагают многие европейские журналисты.
«США приветствуют перемены, которые способствуют самоопределению народов и созданию благоприятных возможностей», - поставил мир в известность Барак. Он призвал лидеров Ливии, Сирии и Бахрейна прекратить жестокие разгоны демонстраций. Президент также обещал миллиардную помощь правительствам Туниса, Египта и других ближневосточных стран, желающим перейти к демократии. На фоне таких дивидендов интересы главного стратегического партнёра Америки в ближневосточном регионе оказались явно ущемлены.
«Самый большой резонанс речь имела в Израиле и на палестинских территориях», - отмечает американская либеральная пресса. В речи Обамы содержалось мнение, что международное сообщество устало от бесконечного процесса мирного урегулирования, не дающего результатов. Впервые со времени прихода в Белый дом, Барак озвучил, что, согласно концепции его администрации, процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке породит независимое палестинское государство, сопредельное с границами Израиля, какими они были до Шестидневной войны 1967 года. Для создания такого государства Израилю придется уступить власть над частью Восточного Иерусалима и эвакуировать поселения Западного берега Иордана.
«Мы считаем, что границы Израиля и Палестины должны основываться на линиях 1967 года при взаимооговоренном обмене землями, дабы установить для обоих государств безопасные и признанные границы», - одно из наиболее острых и спорных мест президентской речи. Обама также оспорил позицию израильского премьера Беньямина Нетаньяху, что на Западном берегу может остаться часть израильских войск, дабы защищать израильские границы. В его видении, полный поэтапный вывод войск Израиля должен быть скоординирован с переходом к палестинцам ответственности за безопасность в суверенном демилитаризованном государстве.
В свою очередь, Нетаньяху отверг позицию Обамы. Он сказал, что отступление к границам 1967 года оставит часть израильского населения за пределами этих границ и «без возможности защиты». К тому же, по его мнению, Вашингтону не следует отказываться от заверений Буша-младшего, обещавшего не навязывать Израилю подобное соглашение.
Симптоматично, что руководство Палестинской автономии, где явно просматривается тенденция к перемирию между двумя враждующими группировка - ФАТХ и ХАМАС (более и менее умеренные бандиты), не спешило с реакцией на ободряющие слова американского президента. Но некоторые бывшие переговорщики палестинцев заявили, что поддержка Америкой границ 1967 года - небольшое утешение: дескать, палестинцы всего лишь заново приобрели то, что потеряли с окончанием президентского срока Буша. То есть, там изначально не придают обамовским речам того значения, как это принято у левых сил Евросоюза. Вот и не верь после этого в восточную прозорливость...
Действительно, там далеко не всё так просто, как можно подумать. Тот факт, что Обама начал своё почти сенсационное выступление с получасовым опозданием, лишний раз говорит о наличии серьёзных разногласий внутри американской администрации по этому (и не только) вопросу. Ведь палестинское государство в границах 1967 года, по сути, означает следующее: государство, включающее Западный берег реки Иордан, сектор Газа и Восточный Иерусалим. Тем самым Святой город становится разделенной столицей, что совершенно неприемлемо с еврейской позиции. Похоже, Обама в своей жажде популизма через чур погорячился, теперь ему придётся долго выкручиваться, сваливая на то, что его опять «поняли слишком буквально».
А определяться с позицией придётся прямо на ходу. В сентябре палестинцы планируют провозгласить в одностороннем порядке собственное государство, причем незадолго до заседания Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. На этой глобальной встрече, как ожидается, минимум 100 стран-членов признают палестинское государство. В этом случае Израиль с его войсками на Западном берегу реки Иордан в глазах многих окончательно станет оккупантом.
Но вот взгляд на ту же проблему с другого угла. «Обама не предложил ничего нового, ничего такого, что изменило бы статус-кво после провала мирных переговоров в сентябре прошлого года, - отмечает американское издание с произраильской позицией. - Официальный Тель-Авив уже списал со счетов нынешнего президента США и предпочитает упорно стоять на своем в надежде, что в начале 2013 года в Вашингтоне появится президент-республиканец, более благосклонный к его интересам. Обама и Нетаньяху с трудом переносят друг друга, и правая коалиция, правящая в Израиле, уже привыкла считать американского президента врагом». Трудно не согласиться с написанным, такая реакция со стороны Израиля достаточно предсказуема, как, впрочем, и привычный скептицизм палестинцев. То есть, мы имеем дело с очередным блефом и пустой говорильней. Если сам Обама и неумён, то же самое вряд ли относится к его внешнеполитическим консультантам и советникам.
Как бы там ни было, израильский премьер в срочном порядке вылетел на разборки по направлению к Вашингтону. Встреча двух деятелей продолжалась на час дольше запланированного графиком обоих лидеров. По её итогам, Нетаньяху сказал, что намерен и впредь обсуждать с Обамой любые поднимаемые Америкой вопросы. Его визави в свою очередь заявил, что «между США и Израилем сохраняются разногласия по поводу путей достижения мира на Ближнем Востоке». И тут же добавил, что оба союзника согласились с тезисом о том, что восстания в арабских странах «открывают для установления ближневосточного мира новые возможности, но также создают и новые проблемы».
В общем, или это был разговор ни о чём, или кое-какие подробности этого диалога от нас тщательно скрывают. К слову, те, кто наблюдал за встречей в верхах в прямом американском телеэфире, не сговариваясь, отметили одно - Нетаньяху выступал, как учитель, Обама же вёл себя, как нашкодивший ученик.
По факту же, премьер-министр Израиля высказался в том плане, что его страна может пойти на некоторые уступки в мирных переговорах, но вопрос о границах 1967 года является «необсуждаемым». В финале своей речи он добавил, что ценит усилия главы Белого дома по установлению мира на Ближнем Востоке. «Израиль хочет мира, и я тоже хочу мира». Мир же воспринял эти слова, как протокольные...
И чего стоят слова Обамы, как эти, так и предыдущие? Моё личное мнение, что немного. Первый темнокожий президент Америки с исламскими корнями не выдержал паузы после заявки на второй срок и поспешил определиться, как со своими сторонниками, так и с противниками. После заявления о границах 1967 года он окончательно отвернул от себя симпатии самых колеблющихся, кто раньше со скрипом голосовал за демократов. Республиканцы всегда считали, и будут считать Израиль главной опорой демократии на Ближнем Востоке, предательство интересов партнёра для них неприемлемо. Впрочем, как и многие демократы, для которых слово честь не пустой звук.
Но сказать, ещё не значит жениться. Вряд ли стоит ждать от Обамы и его администрации каких-то материальных шагов в сторону поддержки палестинцев. Другое дело, что своими непродуманными заявлениями он запустил механизм поддержки претензий ПА как в арабском регионе, так и в Евросоюзе, теперь там будут ссылаться на «старшего брата». Тем самым, Барак вырыл себе самую глубокую яму, какую только было можно. Прольётся из-за его слов хоть одна капля еврейской крови - в Америке ему её в жизни не простят. А ведь прольётся обязательно, Обама, как президент, уже сейчас может сливать воду...
Я не буду даже пытаться объяснять людям, далёким от понимания истории Ближнего Востока, почему для евреев дика сама мысль нового разделения единого Иерусалима по зонам. Если по-простому, надо просто съездить в Израиль на экскурсию, посмотреть, как живут, проехаться по святым местам. Вы собственными глазами увидите, что районы и территории, где в основном проживают представители арабского населения, представляют собой слегка облагороженный мусорный полигон с беспардонным, навязчивым и очень крикливым населением. В отличие от еврейских поселений, где самый бросовый клочок пустыни давно превращён в цветущий сад. То же самое относится и к чувству собственной безопасности, где-то гуляешь как по минному полю, а где-то - как по Елисеевским полям.
И что теперь, отдать эти рукотворные оазисы на разграбление диким ордам? А ху-ху не хо-хо?
Однако у российского руководства на этот счёт своё мнение. На фоне скандала по поводу границ, глава нашего внешнеполитического ведомства Сергей Лавров не постеснялся официально принять представителей ФАТХ и ХАМАС и чего-то им обещать. Далеко не факт, что исполнится, однако у народной дипломатии уже возникают проблемы. Придётся в очередной раз напоминать израильским друзьям, что у нас народ и власть частенько суть разные вещи.
И надоело, а что сделаешь...
Леонид Черток