Участники неформальной встречи, на которую пригласили не только писателей, но и издателей, считают - для того, чтобы Россия вернула себе имидж самой читающей страны в мире, нужно менять законодательство и удешевлять книги. От себя лично они обещают и впредь критиковать руководство страны. Не оборзели, их Путин об этом попросил.
Премьер-министр встречался с литераторами не в первый раз, до этого в прошлом году. Тогда речь шла об увеличении госпремий для писателей и необходимости поддержки «толстых журналов», которые должны были стать доступными читателям и через подписку, и в библиотеках. В этот раз Путин обсудил с писателями и издателями необходимость борьбы с книжным пиратством, которое в ближайшие годы грозит лишить российское книгоиздание 30% рынка, и повышения интереса к чтению, что премьер-министр назвал «общенациональной задачей». Среди участников беседы были лауреат книжной премии «Супернацбест», писатель со скандальной репутацией Захар Прилепин, генеральный директор одного из крупнейших издательств России «Эксмо» Олег Новиков, фантаст Сергей Лукьяненко, наши «агаты кристи» - Дарья Донцова с Татьяной Устиновой, «правдоруб» Михаил Веллер, другие известные и не очень.
По мнению издателя Новикова, для искоренения книжного пиратства нужны системные меры - улучшение законов, правоприменительной практики, внедрение лучшего опыта, который есть в Европе и США. Издатели давно подготовили и отправили в Российский книжный союз предложение по совершенствованию законодательства, где отметили необходимость четко определить, с кого спрашивать за книжное интернет-пиратство. На сегодняшний день не определён статус лиц и их ответственность за распространение пиратства. Ни провайдеры, ни поисковики за него не отвечают. Отвечает только сайт, с которым нужно девять месяцев судиться, а он на следующий день объявился новый.
Однако Захар Прилепин, исполнявший на этой встрече роль возмутителя спокойствия в стиле Юрия Шевчука на аналогичной тусовке премьера с артистами, о которой по сей день забыть не могут, не видит в интернет-пиратах большого зла. По его мнению, если бы власти действительно хотели искоренить явление, то давно бы это сделали. «Есть вещи более ужасные. Например, в сети есть сайты, где легально продаются наркотики. Мне кажется, эти места продаж одной бригадой можно выцепить и выловить в течение трех дней, но этого не происходит». По его словам, лично он с пиратским распространением своих книг не борется, потому что не верит, что оно отнимает у него тиражи. «Зачастую известны случаи противоположного толка. Например, роман (Дмитрия) Глуховского «Метро 2033» продается огромными тиражами, а началось все с интернета. И сейчас с помощью сайта продаётся только еще больше книг, - открыл присутствующим глаза Прилепин.
Однако автор серии книг о «Дозорах» фантаст Сергей Лукьяненко считает, что книжное пиратство очень сильно мешает, прежде всего, начинающим авторам, так как книги уже именитых мастеров всё равно продаются. Он уверен, что пиратство до конца победить невозможно, но уменьшить его долю реально, для чего необходимы юридические меры, как в некоторых других странах.
От себя лично хочу добавить, что моя жизнь, как читателя, изменилась к лучшему после приобретения электронного устройства «readers». Заплатил один раз 7 тысяч рублей (сейчас уже дешевле), скачал из интернета сразу 300 книг, и теперь только переживаю, что могу не успеть всё дочитать. Однако знаю - как только сам что-нибудь издам из своего, буду относиться к книжным пиратам не лучше, чем к грабителям из подворотни. Такое вот несоответствие двух ипостасей...
Потом перешли к главному - к падению читательского интереса вообще. Премьер-министр отметил эту тенденцию, как «очень тревожный факт» и присвоил ей звание «общенациональной проблемы».
Но тут опять встрял infant terrible пишущей России Прилепин, заявивший, что призывать людей к чтению бесполезно до тех пор, пока не наладится система книгораспространения в России. «Во все регионы, кроме Москвы, Питера и еще двух-трех городов, книги просто не поступают. Я вырос в деревне, а сегодня даже в крупных городах нет нормальной литературы. И денег-то особых у большинства интеллигентных людей на книги нет. Каким образом бюджетники с зарплатой 15 тысяч (рублей) могут купить книгу за 500 рублей - я не понимаю» - сказал он.
Лукьяненко считает, что для развития у россиян интереса к чтению должна быть разработана государственная программа, в ее рамках необходимо изменить преподавание литературы в школах. «Школы, библиотеки должны активнее прививать любовь к чтению еще с детства. И, разумеется, им в этом нужна помощь государства. Нужно создавать у ребят настрой, что читать книги полезно и модно», - считает фантаст.
Опять позволю добавить от себя. Действительно, читать стали меньше, наблюдаю это по своему сыну. Но давайте смотреть объективно - было бы в нашем детстве то, что есть в их, не уверен, что многие бы так же не отрывались от книжки. В начальной школе я много болел. Что оставалось - смотреть в потолок при двух телевизионных каналах или слушать радиорепортажи со строек социализма. И то в те времена находились те, кто в принципе не дружил с печатным словом. Я побоюсь утверждать, что в человеческом плане такие были хуже нас, книгочеев, а уж их взгляд на мироустройство был намного реальнее нашего. Так что в этой части согласен с Прилепиным - читать или только картинки смотреть решает каждый сам для себя.
Что касается нынешних цен на книги, то это действительно ужас-ужас. С ностальгией смотрю на старые обложки толстых книжных томов, где пропечатаны смешные сегодня 3 руб. 50 коп. Но вспомните, любое более-менее интересное издание моментально попадало на книжные толкучки и шло там на порядок выше номинала. Зато всякая макулатура типа «Малой земли» или «Будни колхоза «Весёлая дойка» издавалась миллионными тиражами, которые годами пылились на полках магазинов. Сейчас всё регулирует рынок, если не будут покупать, не будут и печатать. Хорошо, если появится программа, по которой будут покрываться убытки от издания классиков, как российских, так и зарубежных.
Писателям же остаётся одно - смириться. Как смирились их западные коллеги по творчеству, в подавляющем большинстве своём зарабатывающие на жизнь совсем другими делами. Повторяю в который раз - в мире всё придумано до нас, просто надо уметь этим пользоваться.
А потом подошли к главной больной теме русской интеллигенции - к свободе. Причём запустила её Татьяна Устинова явно по договорённости с «организаторами» встречи. Но как! Аплодировать хочется - подняла руку, как примерная ученица и скромно изрекла - «можно я о свободе?». Это писатель спросил у человека, которого скоро будем избирать в главы государства на долгие 6 лет! После можно было вставать и раскланиваться, всё превращалось в фарс. Однако Путин не смутился (или не понял скрытой издёвки, или просто привык к подобным формам обращения) и призвал писателей «к конструктивной критике власти», заодно пообещав, что будет реагировать на неё. Все, конечно, ему поверили...
Но тут опять влез Прилепин (его, собственно, за тем и пригласили), и стал пытать премьера по поводу его нефтяного друга Тимченко, который почему-то проживает в Финляндии и именно там платит налоги, хотя по факту торгует российскими полезными ископаемыми. Владимир Владимирович в очередной раз проявил виртуозное владение софистикой, сведя каверзный экономический вопрос к демократическим свободам, в частности, в выборе места постоянного проживания. А ведь спрашивали-то совсем о другом, о другом...
Акценты постарался смягчить «дозорный» Лукьяненко, заверивший присутствующих, что писатели и так критикуют власть «активно и по делу». «Нельзя сказать, что в стране всех все устраивает. Это относится и к писателям тоже. Проблем очень много, все об этом знают - от начинающего автора до премьер-министра». Теперь сижу-гадаю, кем выведен Путин в его «Дозорах» - светлым магом Гессером или его тёмным оппонентом Завулоном?
Надо добавить, что сразу же после встречи Прилепину было отказано в давно намеченном телевизионном эфире. Наверное, свобода слова должна иметь определённые рамки и не расстраивать первых лиц государства? Или в той телекомпании сидят придурки-перестраховщики? Ладно, спишем всё на досадное совпадение...
Ну, что ещё сказать? И мне обидно, что читать стали меньше, что по данным ВЦИОМа в 18 % семей россиян вообще книг не водится. Так что горевать - не надо этого им. Чтение - работа души и мозгов, когда прочитанное слово преображается в зрительный образ, заставляет додумывать. Не каждому это дано от природы, многие вполне обходятся сериалами. Примерно такая же разница между эротикой и порнографией.
Вспомните, как в советское время собрания сочинений классиков становились предметом украшения интерьеров наравне с хрусталём и настенными коврами, вот где стыдоба была. И не только у работников торговли. Во время киноэкспедиции в крохотный туркменский городок Фирюза на границе с Ираном наша съёмочная группа натолкнулась в обычном азиатском сельпо на жемчужную россыпь редких изданий на русском языке (на нём там изъяснялись с трудом, какое уж читать). Классика, Булгаков, Маркес, Платонов, Хемингуэй... обалдеть можно. Все затарились. Потом те, кто скупал Пушкина и Чехова, подходили ко мне с просьбой дать что-нибудь почитать.
- Да у тебя самого чемодан забит!
- То Тургенев, кто же его просто так читает...
- Зачем тогда брал?
- А чтобы был!
Та ещё «самая читающая страна» была, та ещё...
На самом деле, зря эти писатели ходили на встречу с Путиным. Разве что из любопытства, посмотреть, как вживую выглядит, пока окончательно в мраморный памятник не превратился. Но пусть имеют в виду, за подобное любопытство им всем придётся расплачиваться подозрениями в угодливости власти, хотя, подозреваю, кому-то просто было неудобно отказать. Можно же было поступить, как Людмила Улицкая с Дмитрием Быковым - «нам с Путиным лучше не встречаться, работы много, да и вообще». И правильно, подобные контакты развращают тонкую душу художника, недолго причислить себя к небожителям. Вот бы теперь испытать присутствовавших на встрече на прочность - поставить в ситуацию нравственно выбора, как когда-то их советских коллег при исключении Бориса Пастернака из Союза писателей. Поверьте, сюрпризов будет...
И уж совсем не ко времени почти параллельно с упомянутой встречей идеологический рупор РПЦ проитерей Всеволод Чаплин вылез с инициативой проверить «Лолиту» и «Сто лет одиночества» на педофиличность. Да если бы чтение мировой классики действительно являлось первопричиной российского греха, то можно было расслабиться и покурить. А заодно подготовить иск к Нобелевскому комитету, давшему премию по литературе Габриэлю Гарсии Маркесу, как порнописателю. Так же подготовить проект запрета на издание русских сказок, вот где педофил на зоофиле сидит и некрофилом погоняет. Кстати, я сам начал своё знакомство с великим Буниным с «Руси» и «Мадрида», и ничего постыдного до сих пор в этом не вижу.
Некоторые уже заподозрили отца Всеволода в латентных пороках. Я же уверен, здесь всего-то имела место поговорка о некоем старательном священнослужителе, что лоб от усердия разбил. А вообще, неплохо бы Русской православной церкви координировать свои действия со светской властью.
Раз уж всё равно идёте параллельными курсами...
Леонид Черток