Все работы хороши…
При советской власти путь разжалованного функционера был предопределен. Это или заслуженная пенсия по причине особо дряхлого возраста, или «в связи с переходом на другую работу». Номенклатура придерживалась корпоративного принципа и «своих» не сдавала. Бывшему аппаратчику, с успехом развалившему очередную отрасль народного хозяйства, предлагалось попробовать свои силы на другом фронте. Как правило, без потери в заработной плате и при старых льготах. Особо «отличившиеся» изредка наказывались уже совсем не престижными должностями. Например, бывший краснодарский князь Сергей МЕДУНОВ, уголовное дело которого по своему объему могло составить конкуренцию Большой Советской Энциклопедии, был «наказан» унизительной должностью заместителя министра плодоовощного хозяйства РСФСР. В эпоху тотального дефицита о такой синекуре и мечтать было нельзя. Но для человека, обладавшего практически абсолютной властью в богатейшем регионе огромной страны, такое назначение было полным поражением в правах. Неудивительно, что менее чем через год Медунов скончался от очередного инсульта. Очень популярным в то время был и перевод на дипломатическую работу. При этом даже обыватель мог легко понять, много ли грехов за плечами нового посла Страны Советов. Если предлагалась европейская держава с умеренным климатом и спокойной политической обстановкой, значит, новый назначенец не окончательно скомпрометировал себя на старой должности. Если же предстоял далекий путь в страну Третьего мира с тяжелым тропическим климатом, находящейся в состоянии перманентной гражданской войны… Следующий указ мог быть только один – «в связи с уходом на заслуженный отдых». Если выживет.
В условиях новой России молодая номенклатура имеет более широкий диапазон для выбора дальнейший карьеры. Ей дано святое право самой выбирать свой жизненный путь. Согласитесь, такая свобода дорогого стоит. Ну какой бывший председатель правительства хрущевско-брежневской эпохи мог устало заявить: «На государеву службу больше ни ногой!»? А как вам бывшие министр финансов и бывший вице-премьер и сопредседатель политической партии, ушедшие из своих уютных, но таких беспокойных кресел в крупные олигархические структуры на должности топ-менеджеров, объясняющие свой выбор тем, что: «Семья большая, кормить надо». Заявление, достойное настоящих мужчин. Правда, по информации газеты «Аргументы и факты» годовая зарплата менеджеров Александра ЛИВШИЦА и Бориса НЕМЦОВА колеблется в диапазоне 500-800 тысяч у.е. в год, когда годовой оклад управленцев высшего звена в аналогичных структурах исчисляется не одним миллионом долларов. Наверное, наличие устойчивых связей во властных структурах далеко не все, что необходимо для успешной работы в большом бизнесе.
Смена власти в Архангельской области произошла неделю назад. Местные газеты еще не устали муссировать итоги последних губернаторских выборов. Они больше обеспокоены составом нового аппарата администрации области, чем дальнейшей судьбой бывших первых лиц. А ведь это необозримое поле для предположений и версий. Тем более, что ушедшие в отставку чиновники находятся в самом рассвете сил и могут не раз напомнить о себе.
Попробуем представить дальнейшей жизненный путь бывшего главы администрации области Анатолия ЕФРЕМОВА, человека известного и амбициозного, который вряд ли смирится с участью «губернатора в изгнании».
Анатолий Антонович выходец из той комсомольско-партийной номенклатуры, которая не привыкла бросать своих верных соратников на произвол судьбы. Тем более, что гарантированное место в Государственной Думе по спискам «Единой России» он бросил на алтарь борьбы за продолжение реформ в родном Поморье. Народ не оценил порыва души своего лидера и проголосовал за «ветер перемен». Не берусь судить, жалеет ли Ефремов о сделанном выборе. Думаю, что решение было принято сознательно. Вряд ли он питал иллюзии по поводу своей безоговорочной победы, если принять во внимание результаты выборов в Госдуму по 61 округу, где с треском провалилась его соратница по партии и административной работе Тамара РУМЯНЦЕВА. Той даже партийная принадлежность не помогла, и в Думу ушел свежеизгнанный «единоросс» Владимир КРУПЧАК. Который тут же примкнул к своей бывшей правящей партии. Избиратель открыто дал понять, что «Единая Россия» и местные ее персоналии – это две большие разницы. Как в дальнейшем не помогло бывшему губернатору почетное звание «единого кандидата» и близкое знакомство с самим Президентом. По логике вещей, для Анатолия Ефремова должно быть уготовано место в центральном партийном аппарате. Но здесь стоит принять во внимание его амбициозный характер. Быть первым в провинции и одним из многих в Москве...? Раньше в столицу рвались все региональные лидеры. Уровень жизни аппаратчика в ЦК КПСС и первого секретаря обкома резко отличался на фоне глубокой пропасти в уровнях материальной, и, прежде всего, культурной жизни столицы и провинции. Сейчас эта грань практически стерта. Как москвич позволю утверждать, что доступность к культурным ценностям при массовых гастролях звезд эстрады и театра в Архангельске намного выше. Ну не приедет сюда Пол Маккартни (если тот же «Лукойл» не пригласит его на очередной юбилей). До Москвы всего полтора часа лету. А все остальные посетят столицу Поморья в обозримом будущем. Уже не говорю о наличии бутиков и супермаркетов, более доступных по ценам, чем их родные братья на Тверской. Поэтому кажется предпочтительным местный партийный вариант, который уже обсуждается в кулуарах администрации: Анатолий Ефремов проходит по партийным спискам в новый состав областной Думы и занимает место ее председателя. Логично? Правда, какая будет реакция нового архангельского руководства, который в его лице получит сильную конструктивную оппозиция? Думаю, что этот вопрос может быть решен только на федеральном уровне.
Еще в период думских выборов, когда вопрос о скорой смене российского правительства стал обретать реальные формы, появилось предположение о назначении Анатолия Антоновича на руководящий пост в одном из министерств. Никто, наверное, никогда не узнает, о чем общались Путин и Ефремов за несколько дней до объявления нового состава кабинета. Назначение одного из губернаторов на пост министра природных ресурсов дает пищу для размышлений. Должность как раз по нему. И, зная характер бывшего губернатора, идти в любом деле до конца, можно предположить вежливый отказ. Теперь такое предложение ему явно не светит, проигравших в Кремле не жалуют. Но могут пожалеть. Остаются еще посты зам.министров и председателей многочисленных комитетов и подкомитетов. Но опять, позволят ли амбиции?
Еще вариант, о котором говорилось выше. Любая крупная бизнес-структура нуждается в людях, вхожих в коридоры власти на самом высоком уровне. Для Архангельской области это тем более характерно. Здесь интересы и газовиков, и нефтяников, и лесников. Не говоря уже об алмазной промышленности, где, в силу специфики, специалистов-управленцев раз-два и обчелся. О материальном стимулировании менеджера такого уровня и говорить не приходится. За будущее его правнуков можно быть абсолютно спокойным. Но менеджер самого высокого ранга – фигура подневольная, в идеале со спокойным и покладистым характером, в чем Анатолия Антоновича никак нельзя «обвинить». Да и в большой жажде материального благополучия он, при всех обвинениях в завышенной зарплате, замечен не был. При всех имеющихся у главы такого региона возможностях. Любой владелец крупной корпорации двадцать раз задумается – брать ли на работу подчиненного со своим мнением по любому вопросу.
Многие известные политики и административные деятели в конце своей бурной карьеры уходили на спокойную преподавательскую работу. Им есть, что рассказать молодым специалистам о тернистом пути в большую политику. И далеко не все из них были докторами экономических наук. Но, зная деятельный характер Ефремова, сложно представить его в роли ученого мэтра, все вечера проводящего за письменным столом под зеленой лампой. Для этого должно пройти еще как минимум лет десять.
И последнее. В порядке легкого бреда. Бывший министр культуры Михаил Швыдкой в многочисленных интервью, связанных с его отставкой, на полном серьезе говорил, что готов продолжить успешную карьеру телеведущего. Не было бы логично представить Анатолия Антоновича, пытавшегося превратить Архангельск в некий северный Голливуд и снявшегося в роли рыбака-помора в фильме «Вовочка», в качестве актера кино? Его связям с нашей кино-элитой могут позавидовать и профессионалы. Староват уже? Великий Лино Вентура («Искатели приключений», «Сицилийский клан») начинал примерно в его возраст и не имел за плечами такую бурную автобиографию. О промоушене актера – бывшего губернатора можно даже не беспокоиться. Зрителю уже только это будет забавным. Но опять возникают сомнения в управляемости актера Ефремова. Любой режиссер не будет спать ночами и думать, он ли ГЛАВНЫЙ на съемочной площадке.
Леонид ЧЕРТОК