Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Когда делать нечего. "Казак" Тутов и "помор" Беднов спорят о родине Ермака Тимофеевича

А жители Подвинья уверены, что атаман родом из их мест. Не так ли семь греческих городов оспаривали право называться родиной Гомера, а многие города Средней Азии и поныне считают своим уроженцем Ходжу Насреддина? Так откуда же, Ермак?

Архангельский писатель, руководитель регионального отделения «Народного Собора» областной атаман отделения Союза казаков России Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов беседуют о проекте «Родина Ермака».

Анатолий Беднов: - В красноборском селе Шеломя (согласно народной этимологии, через это село Ермак с дружиной «шел, ломя») создается туристический центр. С недавних пор Красноборье считается резиденцией белого гриба, а теперь эти места позиционируются для туристов как отчина Ермака.

26 октября, День взятия столицы Сибирского ханства Кашылка, в 19-м веке был провозглашен Днем Сибири. К сожалению, он не отмечается на государственном уровне.

Александр Тутов: - Ермак дорог не только казакам и сибирякам, но и жителями Русского Севера. Уже почти никто не спорит, что большая часть Сибири освоена выходцами отсюда, среди которых были такие выдающиеся землепроходцы и мореплаватели как Дежнев. Хабаров, Атласов, Пянда и другие. Они одновременно были и казаками, и поморами – здесь нет никакого противоречия.

У меня вышло несколько научных статей на эту тему в официальных научных сборниках и журналах. Суть в том, что во время гонений, которые были организованы московскими князьями против новгородцев и двинян, потомков ушкуйников (а большинство ушкуйников – это не новгородцы, а двиняне и хлыновцы), многие из них ушли на юг. Они основывали станицы на Дону и Тереке. Многие ходили вниз по Волге, как впоследствии Ермак. Другим направлением походов был путь «встречь солнцу», в Сибирь.



Вот почему они хорошо знали эти дороги, владели картографией, вот почему тот же Ермак пошел в Сибирь, при этом большая часть его дружины были выходцами или потомками выходцев из Поморья. И одновременно были казаками. Они умели общаться с местными племенами, поэтому остяки, вогулы и другие народы так быстро перешли на сторону Ермака. Ведь они уже соприкасались с русскими и знали, что русские – не жестокое племя. Фактически война велась против одного Кучума, который, хоть и пытался собрать ополчение, но оно быстро перешло на сторону Ермака и стало помогать ему, пусть и не военной силой, но проводниками, едой. Потому и продвижение Ермака шло успешно.

А.Б.: - О том, что Ермак родился или, по крайней мере, жил в Подвинье писал известный архангельский историк Владимир Булатов, приводя в доказательство отрывки из летописей.

А.Т.: - Вслед за его публикациями тема Ермака стала все чаще звучать на Севере, в частности, в Красноборском районе. Особенно после того, как мы организовали несколько экспедиций в места, где Ермак стоял станом, когда Строгановы снаряжали его в Сибирь.

Там много названий, связанных с пребыванием Ермака: Ермаков колодец, Ермаков ручей, Ермакова лестница, деревня Ермачиха. И сейчас там разрабатывают маршрут «Тропа Ермака». Мы уже давно работаем с Михаилом Ожеговым, который одновременно занимается в селе Шеломя созданием «Резиденции белого гриба», так как район богат грибами. Строятся гостевые домики, прокладываются туристические маршруты.

А.Б.: - Виноградовский район, где находится старинное село Борок, тоже претендует на звание «Родины Ермака»…

А.Т.: - Красноборцы активно «перетаскивают» этот бренд к себе, просто потому, что они более активны. Виноградовцы свой бренд «Борок – родина Ермака» слабо раскручивают. Сложность и в том, что виноградовский Борок неудачно расположен: нет нормальных дорог, чтобы попасть туда, надо переправляться через Двину.

А.Б.: - Но ведь есть иные версии происхождения Ермака – донская, пермская и другие, у них свои факты и аргументы…

А.Т.: - Если даже все это объединить, то получается, что Ермаку Север все равно близок. Зачем было Строгановым приглашать совершенно неизвестного казака, чтобы идти в Сибирь, где казаки не бывали – они совершали походы на Черное море, в Крым? Но между походами против Крымского и Сибирского ханств разница очень большая. Крымские татары в Бахчисарае и сибирские татары в Кашлыке – это совершенно разные народы. И воевать с ними надо было по-разному. А Ермак хорошо знал Север.

А.Б.: - А человек, знающий Север, в Сибири не пропадет.

А.Т.: - Попробуйте-ка, например, москвича, забросить в тайгу в июле, когда свирепствует гнус. Он не выживет! А Ермак и его люди не только выжили, но и победили в войне с Кучумом.

А.Б.: - Ермака часто сравнивают с конкистадорами.

А.Т.: - Да, сходство с такими фигурами, как Кортес, Писарро, Бальбоа, есть. Но, в отличие от завоевателей Америки, Ермак не уничтожал местное население. Можно сказать, благодаря Ермаку и его последователям сибирские народы и сохранились. При этом часть сибирских татар были союзниками русского царя до прихода Кучума, который их уничтожил.

А.Б.: - Та же судьба ожидала бы и другие сибирские племена, которые выражали лояльность московскому царю. Если бы не Ермак, избавивший их от деспотической власти Кучума.

А.Т.: - Надо брать пример с Ермака, как в его героизме, так и в умении обращаться с другими народами. Это – национальный герой, которого местные сибирские племена даже обожествляли, складывали о нем легенды. Ермак – одна из немногих знаковых фигур для нашей области, наряду с Ломоносовым, Барановым, Дежневым, Хабаровым. Не зря многие семьи в Сибири носят северные фамилии. Хотелось бы, чтобы администрации Виноградовского, Красноборского и других районов поднимали эти фигуры на пьедестал, помогая развитию туризма в области. Для этого нужны места проживания, маршруты, выставки, инсценировки. Можно было бы, например, разыграть сражение казаков Ермака с Кучумом. Дни Ермака раньше проводились в Виноградовском, Верхнетоемском районе, а, начиная с этого года, будут проходить в Красноборском.



Он станет местом встречи казаков и всех патриотически настроенных людей. Ведь казачество – неотъемлемая часть истории Севера. Еще в 16-м веке казаки защищали от шведов Соловецкий монастырь. У меня есть такая версия: когда Новгород пал, часть народа ушла на юг и стала казаками, а часть ушла на север и стала поморами. Потому что эти люди очень близки по духу. Просто одни более спокойные, привыкшие к тяжелым условиям Севера (голод, суровый климат), а другие испытывают тягу к риску. Не зря наш великий писатель Владимир Личутин сказал, что казаки и поморы- соль русского народа. То есть между ними много общего.

А.Б.: - Многое роднит их с сибиряками, так как Сибирь осваивали казаки и поморы. Даже названия ветров на Байкале, Лене, Колыме те же, что и в Поморье: сиверко, шелоник, всток.

А.Т.: - На Дону тоже много похожих названий, у меня даже статья на эту тему есть. Еще в 19-м веке историки подтверждали, что есть немало схожих слов у жителей Архангельской губернии и донских казаков. Географические названия, постройка домов, многие традиции совпадают. Это не может быть случайностью. Те же былины записывали в Архангельской, Олонецкой губерниях (современная Карелия) и на Дону. И эти былины очень похожи.

Надеюсь, что получит поддержку еще один проект по Ермаку. Мы в свое время с Игорем Ждановым, Еленой Шнайдер, Валерией Жгилевой снимали фильм о родине Ермака. На основе частично старых материалов, с новыми съемками планируется снять новый фильм о Ермаке с инсценировками сражений, которыми займутся представители клубов исторической реконструкции. Режиссером будет Елена Шнайдер, я – автором сценария и постановщиком батальных сцен. Считаю, что наша область имеет все права использовать фигуру Ермака для патриотического воспитания молодежи и развития туризма.

А.Б.: - Так все-таки, откуда родом Ермак Тимофеевич?

А.Т.: - Скорее всего, Ермак – донской казак, чьи предки, по-видимому, выходцы с нашей территории.

А.Б.: - Получается, Ермак вернулся на родину предков?

А.Т.: - Именно Поморье дало большое количество знаменитых казаков, первооткрывателей новых земель, присоединивших их к России, за которые мы должны теперь переживать, и. если понадобится, защищать их. Народы Сибири считают себя неотделимыми от России и русского народа. И, когда русских обижают, многие из них приходят на выручку. Якутские и тунгусские снайперы на службе России зарекомендовали себя как одни из лучших. А ведь дружба этих народов с русскими зародилась именно в те времена, когда Ермак начал присоединять сибирские земли к России. И присоединял так, чтобы не обижать коренное население, а, напротив, взять его под свою защиту. И сибирские народы до сих пор платят благодарностью за это. А мы, в свою очередь, должны быть благодарны им, что живем уже несколько столетий в мире и дружбе.

По материалам "Клуба СМИ"

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (46)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20