Сборы с индивидуальных предпринимателей - очень скромная
часть доходов городского бюджета. Нынешним повышением налогов, по некоторым
видам деятельности вдвое, бюджет в 2013 году пополнится всего на 20 миллионов
рублей. Почти «ничего», но даже эти деньги - встретили сопротивление со стороны
предпринимательского сообщества. Как рассказал ИА
«RUSNORD» депутат Архгордумы Максим Корельский, представители ассоциации
транспортников приходили на заседание депутатских комиссий и протестовали. Но
протестовали как-то вяло и расчетов своих реальных расходов так и не
представили. В итоге депутаты принимали решение по принципу «лишь бы чепэшники
не спрыгнули на другую систему налогообложения». ЕНВД - полностью идет в
муниципальный бюджет, тогда как «упрощенка» кормит «областников». Этим же
принципом мотивировал расчет повышения и департамент экономики мэрии города.
Хотя по большинству налогов архангельские ставки ЕНВД все равно остаются
намного ниже, чем в соседних областях. К примеру в Мурманске налог на
муниципальных транспортников выше архангельского втрое.
«Война бюджетов между собой вместо плодотворной работы на развитие - это
водоворот, в который затягивается экономика страны, - рассказывает Максим
Корельский. - Сейчас основная доля всех налогов уходит в федеральный бюджет.
Что бы где ни строилось, ни производилось - львиную долю налогов заберут
федералы, чуть-чуть перепадет региону, и крохи останутся муниципалитетам. В
такой ситуации местные власти, которые могли бы быть самыми активными борцами
за местные же интересы - ничего не получают от своей борьбы. Какой смысл мэру
биться, к примеру, за морской порт или базу тралового флота, если местных
налогов он все равно дополнительных не увидит? В ответ за такой грабеж федералы
отправляют немного денег обратно в регионы по так называемым «федеральным
целевым программам». Но ФЦП - это, как правило, социально-громкие вложения в
больницы, стадионы или ЖКХ, которые не только не создают почвы для развития
доходной базы бюджетов, но обычно даже наоборот - увеличивают их расходы. Да и
распределяются ФЦП, мягко говоря, неравномерно. Москва, Питер, Татарстан или
Самара могут получать по ФЦП десятки стадионов. В то время, как Архангельская
область не получила ничего».
Корельский считает, что, если в стране худо-бедно где-то развивается средний и
мелкий бизнес, который кормит
провинциальные бюджеты, то в Архангельской области все давно наоборот.
Тут против инвестиций восстают северный климат и высоченные тарифы на тепло и
свет. «Представьте ситуацию, - рассказывает Максим Корельский, - предприниматель
собрался вложить 30 миллионов рублей и построить завод по производству, скажем,
неких «иксов» или «игреков». Да! Это здорово для муниципалитетов - это налоги,
это рабочие места, это работа смежников, это развитие инфраструктуры... Но! Зачем бизнесмен будет строить такой завод
именно в Архангельске, если тот же самый он может построить в Воронеже и не
топить помещения 9 месяцев в году, да еще и платить за электричество вдвое
дешевле? Грубо говоря, от того, что новый завод будет стоять не в Архангельске,
а где-нибудь на юге страны, предприниматель сможет экономить 10-15 миллионов
рублей в год. Это простая арифметика и ответ на все вопросы про приход
инвестиций на Север. Вы посмотрите - кто заработал денег в Архангельской
области, и куда они их вкладывают? В Сочи, в Израиль, в Австрию, в Питер, в
Подмосковье ... Все что сейчас строится в области - это торговые комплексы в
центре, рассчитанные на высокую проходимость и быструю окупаемость. Все...
Вложений в производство нет, как не было уже давным давно».
По словам Максима Корельского,
преодолеть негатив предпринимателей к инвестициям в область
можно,исключительно с помощью «Особых Экономических Зон». В России уже открыты
17 ОЭЗ. За последние шесть лет в особые экономические зоны России пришло более
300 инвесторов из 20 стран. Объем инвестиций порядка $ 12 миллиардов.
В Архангельске же вопрос ОЭЗ каждый раз встает заново с приходом нового
губернатора.
Сначала предприниматели замирают в ожидании, что глава региона объявит какое-то
реальное направление, которое он намерен развивать и готовятся поддержать его,
поучаствовать, вложиться.... Но, что Киселев, что Михальчук первым делом
заводили старую песню о главном: «Скоро-скоро начнется освоение Арктики,
вот-вот построят «Белкомур», как только начнем добывать алмазы...». Бизнесменам
не надо объяснять, что все эти
гиперпроекты - это вынужденный
популизм от невозможности предложить что-то стоящее.
Между тем, от губернатора нужно только слово: «Буду развивать!», «Буду
добиваться в Москве!», «Подключайтесь и
помогайте!»
Секрет выгоды от «ОЭЗ» прост. Федеральный бюджет дает налоговые послабления со
своей стороны, возможно, дает субсидии на снижение платы за тепло или
электроэнергию на несколько лет, тем самым стимулируют предпринимателей
развивать производство на данной территории. В среднем, издержки инвесторов при
реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30-40% ниже общероссийских показателей. (см. рисунок
внизу текста) Таким образом ивесторы создают
тысячи рабочих мест в регионе. Местные бюджеты начинают получать НДФЛ. И,
спустя льготные пять лет, производство обычно никуда не девается, а только
расширяется. Но, чтобы ОЭЗ в регионе получить - нужна активная позиция
губернатора. Без него и без решений на уровне Субъекта Федерации - все
инициативы останутся лишь благими пожеланиями.
«Буквально на днях Архангельске появилось региональное отделение общественной
организации «Деловой России», с которой мы связываем надежды на то, что
ситуация может начать меняться», - говорит Максим Корельский. Напомним, (прим.
ред.) что недавно председатель «Деловой России» Борис Титов, считающийся
другом Путина, был назначен на должность уполномоченного при Президенте РФ по
защите прав предпринимателей и продолжает курировать «ДР.
«Одной из первых задач «Деловой России» в Архангельске будет консолидация
предпринимательского сообщества, и мы намерены вновь поставить перед
губернатором вопрос «Особых Экономических Зон» в области, - заявил Максим Корельский. - Хотелось бы, чтобы губернатор
либо публично завил, что поддерживает такую инициативу и готов работать в этом
направлении, либо заявил, что вопрос ОЭЗ в правительстве области уже рассмотрен
и отклонен «потому что ...» и привел бы аргументы.
Все же мы очень надеемся, что идея ОЭЗ в области губернатору Игорю Орлову
понравится, и он предложит совместно лоббировать этот проект».
На фото: Максим Корельский,
депутат Архангельской Гордумы,
председатель постоянной комиссии по административно - правовым вопросам, местному самоуправлению, этике и
регламенту
Рис 1: Пример налоговых преференций в Особой Экономической Зоне
технико-внедренческого типа "Томск":