Бюджет суров. Но и он тоже – закон
Открывая совещание, губернатор назвал его внеочередным, призванным решить серьёзные проблемы по исполнению федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", областного закона "О присвоении звания "Ветеран труда Архангельской области" отдельным категориям пенсионеров" и ряда других социальных обязательств. Киселев предложил главам МО посоветоваться и выработать единое мнение о том, как упорядочить финансирование льгот наименее защищённым категориям граждан. Известно, что в Архангельской области, как и во многих других регионах России, сложилась напряжённая ситуация по финансовому обеспечению льгот.
В 2004 году на реализацию социальных законов в областном бюджете предусмотрено порядка 1,3 млрд. рублей. Это гораздо больше, чем было запланировано на те же цели в прошлом году. 50 процентов средств уже перечислено в муниципальные образования. Тем не менее, фактические затраты значительно превышают прописанные в бюджете суммы, и долги растут, как снежный ком. Особенно заметен рост расходов на реализацию автотранспортных льгот. В ряде районов области за полугодие он составил более 200 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. При этом доходы областного бюджета растут отнюдь не такими высокими темпами. Положение усугубляют долги за прошлые годы перед предприятиями-поставщиками услуг. Чтобы погасить задолженность только за 2003 год, в первом квартале 2004-го администрация области взяла в коммерческих банках кредиты на общую сумму 350 млн. рублей. Эти деньги нужно тоже возвращать.
Помимо напряжённой ситуации с финансированием социальных законов на совещании глав подробно обсуждались и наиболее проблемные направления этого вопроса. В частности, речь шла о методике обследования пассажиропотоков на городских и пригородных пассажирских перевозках автотранспортом. По словам и. о. директора департамента транспорта и связи администрации области Льва БЫКОВА, существующая система перевозок обладает значительным изъяном: финансирование услуг, предоставленных льготникам, идёт из областного бюджета, а определяют перечень маршрутов, плановое количество рейсов и пр. муниципальные образования, а чаще всего - сами предприятия. Кроме того, в области отсутствовала единая методика обследования пассажиропотоков, что не раз приводило к завышению сумм, которые предприятия представляли к оплате. В результате: денег на возмещение льгот в бюджете не хватает, а сами автотранспортные предприятия, привыкшие получать практически половину средств из бюджета, совершенно не готовы к работе в рыночных условиях. Хотя именно это им предстоит, начиная с 1 января 2005 года, когда льготы будут заменены денежной компенсацией.
Слова Льва Быкова подтвердил глава муниципального образования "Город Котлас" Александр ШАШУРИН, заметив, что автотранспортникам выгодно возить льготников. "Давайте скажем честно, - предложил он, - идёт завышение расходов". По словам Шашурина, он доволен тем, что в стенах администрации области впервые состоялся такой откровенный разговор. Надо жить по доходам, подчеркнул глава Котласа, и искать выход из сложившегося положения. На совещании было предложено несколько путей решения проблемы. В итоге его участники согласились с необходимостью упорядочить предоставление льгот в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете.
Как отметил глава администрации области Николай Киселёв, бюджет тоже закон, который, как и закон о льготах, мы должны исполнять.