ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. Пятигорск
При этом моя приятельница из Пятигорска, с которой мы вместе учились на московских курсах, на мои вопросы о взрывах, терактах и общей нестабильности региона резонно отвечала: «Ира, мы там живем всю жизнь, ребенок ходит один по улицам и у нас намного спокойнее, чем здесь, в Москве. При этом о своем родном Пятигорске Таня рассказывала с таким блеском в глазах. Я так могла говорить разве что о Соловках.
Итак, еду. Телевизор лучше не смотреть. Трансфер через Петербург на Минеральные Воды. Между прочим, это удобнее, чем лететь через Москву. В МинВоды прилетаешь из Питера засветло, часов около 17. Смотреть при прибытии особо не на что. Лучше сразу чемоданы в охапку, а ноги в руки и бегом из здания аэропорта. Местные улыбчивые таксисты и частники выстраиваются устрашающе-приветливым коридором, предлагая отвезти в любой из городов: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск. Для того, чтобы сумму за переезд не заломили запредельную, главное – не быть похожей на столичного жителя. Их принято обдирать как те пресловутые липки. Вот еще чем хорош питерский рейс. Но вообще, если здесь вы впервые и тем более не знаете, где ваш санаторий, в первый раз лучше ехать на такси. Есть вариант: маршрутка до железнодорожного вокзала – электричка до любого города. Но это для бывалых. Запомните: из МинВод как можно быстрее. Почему, объясню позднее.
«Ну, что, нравится?» - «Да, мне все нравится, и эта гора, и эта, и те, что едва виднеются вдали. И солнце, которое стремительно падает к горизонту, и тучи, которые зацепились за вершины, и пирамидальные тополя вдоль дороги. И сама дорога, которая устремляется то вверх, то вниз. И эти города, плавно перетекающие друг в друга».
Кавказские Минеральные Воды – так именуется весь регион – так сказать регион в регионе – горный район Ставропольского края.
Вообще отдых на водах можно назвать отдыхом в стиле ретро. Необходимый антураж присутствует, вплоть до мелочей, таких, как автоматы с газировкой. Они работают – лампочки горят, граненые стаканы поблескивают. Только водичка с сиропом стоит не 3 копейки, а 2 рубля. Названия улиц способствуют созданию общего настроения. В любом городе КМВ есть улица Кирова, с нее поворачиваешь в переулок Дзержинского, и попадаешь на проспект Калинина. С него рукой подать до Курортного бульвара. А одна из улиц Минвод носит абсолютно потрясающее для нынешних времен название. Этакий осколок прошлого, вызывающий ностальгические чувства – улица имени 22-го Партсъезда. При этом смотрится вполне органично.
Как выясняется, туристы-северяне стали на Кавказе редкими, почти экзотическими, птицами. Существует 2 основных стереотипа. Они очень разные по сути, но в комплексе действуют на сознание просто убойно. Стереотип первый – здесь Чечня буквально за углом. До мятежной территории на самом деле довольно далеко. В санаториях чеченцев хватает. Но в основном это, мягко говоря, пожилые люди. В моем санатории обитала целая группировка, по-другому не скажешь, чеченских дедов. Самому молодому – 87, самому старшему – 104. Все в шляпах. По словам персонала, они не снимают их даже на водных процедурах. Заправлял среди них старик лет 90. Ему очень подошло прозвище – Шеф. Шеф всегда ходил, даже по улице, в шелковой пижаме и шапочке-сванке. Остальные беспрекословно выполняли его распоряжения. Чеченцы же во власти и приближенные к ней, обитают в правительственном санатории, что в Кисловодске. Местные жители дружески советуют в его, санатория, сторону не ходить. Стреляют, говорят, из автоматов по кустикам.
Милиция работает усердно, но мягко. В день выборов в Чечне на улицах Пятигорска, кроме патрулей, стояли крепкие ребята в камуфляже, скромно пряча за спиной автоматы. Но в целом обстановку можно охарактеризовать одним словом – спокойно.
Небольшое отступление – без помощи компетентных местных жителей, кому положено по долгу службы все знать – коллег-журналистов, например, неабориген ни за что не разберется в здешней структуре управления. Есть краевая администрация – Ставропольская, есть администрация Кавминвод – не города, а района. Обитает она, ни за что не догадаетесь, не в городе Минеральные Воды – номинальном центре, и не в 250-тысячном Пятигорске, а в скромных маленьких почти равнинных Ессентуках. А в самом городе Минеральные Воды 2 мэра – всенародно избранный и еще дополнительный – назначенный губернатором. В двойном экземпляре и все комитеты с департаментами. А мэрию периодически захватывают то одни, то другие. Но широко этот процесс не афишируется.
Стереотип второй, совсем другой – для отдыха необходимо море. Не нужно. На Кавказских Минеральных Водах и окрестностях столько интересного и полезного для здоровья, что если бы здесь было море, вы бы просто не успели в него залезть. Искупаться можно, если очень захочется, и в бассейне. А позагорать – на склонах Машука. Почитывая Лермонтова. В октябре на Кавказе начинается бабье лето, плюс 25, солнце, прозрачный сухой горный воздух, заснеженный Эльбрус на востоке, орехи под ногами, шуршание разноцветных листьев под ногами и над головой... Не буду рассказывать про так называемые Лермонтовские места. С именем Лермонтова связано здесь абсолютно все. Вновь прибывшие туристы с совершенно ошалевшими с дороги глазами сразу же устремляются на поиски места дуэли Лермонтова и спрашивают, как туда пройти, в противоположном конце города. Это какая-то мистика. Меня к месту дуэли занесло в один из первых дней, причем случайно. Решила прогуляться по горе Машук – и пришла точно к памятнику.
Погоду, особенно плохую, по местному выражению, «приносит из России». Такое вот позиционирование. В КМВ – это вполне официальное сокращение – больше всего живет славян. На русских, украинцев и белорусов здесь не делят. Второе место уже традиционно, с 19-го века, удерживают армяне. Очень большая диаспора. Как легко догадаться, контролируют всю торговлю и общепит, как массовый, так и элитарный. Кстати, местная кухня, она очень даже армянская. Например, тонкие армянские лаваши. Через несколько дней становишься настоящим специалистом. Хороший лаваш должен быть шелковым на ощупь и бархатистым на вкус. А если в него завернуть домашний сыр с зеленью… Еще обязательно надо попробовать айран. Это совсем не тот айран, который продают в архангельских магазинах, а делают в Подмосковье. Настоящий айран нужно покупать либо у бабушек на Верхнем рынке или в магазинах, тот, что привозят из Черкесска…
На третьем месте по численности – а это уже не традиционно, а веяние времени – дагестанцы. По народам делить просто бессмысленно. А замыкают четверку... Ни за что не догадаетесь. Греки. Тоже живут в этом регионе Кавказа не первое столетие. И живут в основном в Ессентуках. Люди здесь, в КМВ, очень приветливы и доброжелательны. Чем-то даже похожи на северян. Не внешне, конечно. А выговор здесь – один раз услышишь – ни с чем не перепутаешь. Это крепкая смесь особенностей украинского, кавказского, армянского произношения. Речь протяжная, но при этом быстрая. И есть в местном разговоре некая обстоятельность. Кстати, эта обстоятельность проявляется во многом. Люди здесь ходят, не торопясь, словно только и делают, что совершают моцион. Даже лифты чрезвычайно задумчивы, после пары дней прогулок вверх-вниз привыкаешь буквально взлетать этаж этак на 6-й раза в 2 быстрее механизма.
Ходить по Пятигорску приятно, из-за воздуха. У нас такого нет. А если по Верхнему рынку, то там изумительные запахи – из одной волны пряностей попадаешь в другую, то острую, то сладкую, плюс гул совсем восточного базара.
На КМВ постоянно попадаешь впросак с определением расстояний. Привычка подходить со своей широкой северной меркой приводит к забавным последствиям. Идешь, идешь, а оказывается, что нужная улица осталась в получасе ходьбы, а от точки старта до нее было 5 минут.
На самом деле все очень близко и компактно. Не успеешь выехать из Пятигорска – и вот уже граница Ставропольского края с Кабардино-Балкарией. А в самих городах только настроишься на длительную прогулку к намеченной цели и оказывается, что нужную точку проскочила, не заметив, уже 15 минут и 8 кварталов назад. Картам верить не стоит. На них все изображено очень солидно и протяжно. Почти что в натуральную величину. А с горы Машук вообще кажется, что до любого города рукой подать. Машук – одна из главных гор Пятигорска. В переводе, кажется, с кабардинского значит «просяная гора». Опознавательный знак Машука – телевизионная вышка. Гора с вышкой. Но можно и обознаться. Здешние облака имеют обыкновение подсмеиваться над туристами. Закроют то в аккурат вершину, то половину высоты – получается этакая столбовая, плоская гора. На вид, словно, так изначально и задумано. И не сориентируешься. Кроме Машука, в Пятигорске еще одна знаменитая гора – Бештау. По ней город и называется. Бештау означает пять вершин. А гор на самом деле в городе намного больше. Символ Пятигорска – орел. Главная кавказская птица в каменном исполнении свысока взирает на город. Кое-где пониже установлены гордые птицы поменьше. А рядом с главным орлом – китайская беседка. Самые лучшие снимки получаются при наличии легкого тумана. Все такое в дымке.
Дымка висит и над знаменитым Провалом. Тем самым, за вход в который Остап Бендер взимал плату. Все как в фильме или книге – львы у входа. Какие-то они совсем выбеленные солнцем, словно 200 лет жили в пустыне. Бендер иногда появляется. Сначала идешь по узкому каменному тоннелю, стены давят со всех сторон, и попадаешь к озеру. Глубоко-голубая вода с резким серным запахом выглядит как озеро из ртути. Правда, впечатление портит решетка, которой окружен водоемчик. Но долго там и не продержаться.
В конце сентября – начале октября наступает сезон орехов. Они везде. Местные жители их собирают профессионально в окрестных горах, затем продают туристам. Орехи в основном грецкие. Это неплохой приработок. А для приезжих сбор орехов – это спорт. Здесь они в категории любителей. Некоторые буквально перелопачивают целыми днями парки, чтобы добыть десяток – другой орехов. Радуются, как дети. Ореховых деревьев много по всему городу. И орехи с прохожими играют в свои игры. Если они видят, что за ними идет охота, или даже человек идет, просто думает об орехах, эти деревянные шарики затаиваются и исподтишка поглядывают из травы и листьев. И не собираются при этом попадаться на глаза. Стоит забыть о существовании орехов, как они, самые большие, чистенькие и гладенькие, поспешно вылезают из своих убежищ и сами выкатываются под ноги. Еще они могут прыгнуть вам на голову, если решат, что вы не подозреваете об их существовании. А еще курортники упорно собирают каштаны. Растущие здесь каштаны в пищу не годятся, но их кругляшами буквально усыпаны все дороги. И некоторые туристы не в состоянии пройти мимо. Зачем им каштаны, толком сами объяснить не могут. То ли бусы сделать в стиле палеолита, то ли шутки ради выдать за гигантский фундук.
Пятигорск – относительно молод, и это ощущается. В принципе, город-подросток. Что такое 224 года? Если не ошибаюсь, основан он был 1780 году. Солдаты конца 18-го века были далеко не лишены чувства прекрасного и изначально поселились в своей крепости на склоне Машука. Вид, могу сказать, и со склона, почти с подножия, открывается изумительно, даже если просто неторопливо топать и озираться по сторонам, ни на чем не фокусируясь. А если задаться целью, то уже через пару шагов можно увидеть живую картину в живой же рамке. Рекомендую: вид снизу на вершины Бештау через цветущую ветку чего-нибудь, а боковое зрение должно фиксировать густую хвойную растительность. Сверху полагается наблюдать фрагмент пронзительно голубого неба, но с небольшой облачность, белизна которой пусть подсвечивается лучами заходящего, или восходящего солнца – как предпочитает смотрящий. Лицезреть, чуть меняя ракурс, рекомендуется минут 5, затем осторожным движением достать фотоаппарат и увековечить увиденное на зависть коллегам, мерзнущим в районе полярного круга.
В Пятигорске принято пить воду. Если живешь в санатории, ее туда привозят. Но это не так интересно. Она уже выдыхается и почти не имеет вкуса. Гораздо лучше ножками дойти до нужного бювета – это место, под которым скрывается источник, и пить минеральную водичку там. Можно обойти и попробовать все. У некоторых отчетливый вкус серы – и откуда же она течет? Но именно к такой воде я почему-то и пристрастилась – вот чего в моем организме, оказывается, не хватает.
Но пить можно и нужно не только воду. Здесь делают замечательные, и главное, совершенно недорогие вина и коньяки. На Север их не возят. В городе есть магазинчики с дегустационными залами – посередине вина продают, а справа и слева 2 зала со столиками. Один закрытый, второй – на открытом воздухе. То, что воздух открытый – это правда, но над головой есть навес, а вокруг кованная оградка, увитая всякой растительностью. А можно поехать на завод, где вина делают.
Даже при наличии идеального здоровья не стоит отказываться от такого удовольствия как радоновые ванны. Лежишь в теплой ванной, а все тело как жемчужное, покрыто мелкими-мелкими пузырьками. Взмахнешь рукой, пузырьки вокруг закружатся в танце – чувствуешь себя, как минимум, Афродитой. Удовольствие лучше получать в Нижних радоновых ваннах. Это старое здание и антураж соответствующий – полумрак, каменные стены. В Верхних ваннах тоже неплохо. Но они чем-то напоминают конвейер – этакий завод здоровья из стекла и бетона.
Как в любом курортном городе, в Пятигорске есть парк развлечений, но это банально. А вот ипподром – это фишка. Заезды по выходным. Впервые на скачки лучше отправляться с кем-то из местных и не брать денег. Просто поорать, помогая приглянувшейся лошади.
Продолжение следует…
Ирина СКАЛИНА
ФОТО автора