Чтобы отправлять древесину на экспорт, в России вырубят все леса
По данным Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»), доля ЛПК в общем объеме промышленного производства России в прошлом году составила (по разным оценкам) 3,4-3,7% (290 млрд руб.). При этом рост производства в отрасли составил всего 1,5% по сравнению с общим ростом объема выпуска промышленной продукции России (7,3%). Доля российского ЛПК на мировом рынке лесной продукции в 2003 г. достигла 3%, а доля его самой рентабельной подотрасли – целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) – примерно 1,5%. При этом в общей структуре российского экспорта на экспорт продукции ЛПК пришлось 3,7%, объем налоговых платежей по России составил 2,2%, а объем инвестиций в отрасль – всего 3%. Основными лидерами российского ЛПК по итогам 2003 г. стали ОАО «Котласский ЦБК» (912,2 тыс. т целлюлозы по варке); ОАО «Братский целлюлозно-картонный комбинат» (750,2 тыс. т); ОАО «Архангельский ЦБК» (770,7 тыс. т); ОАО «ПО «Усть-Илимский ЛПК» (650 тыс. т) и ОАО «Нойзидлер Сыктывкар» (505,6 тыс. т).
Однако на состоявшемся вчера в рамках Международного Лесопромышленного Форума брифинге «Тенденции развития лесопромышленного комплекса России» Валерий Рощупкин заявил, что рост ЛПК России к 2010 г. может достигнуть 19%, а его доля на мировом рынке лесной продукции в 2013-2015 гг. составит 6%. По словам Рощупкина, сейчас подготовлено несколько сценариев развития ЛПК, и этот является самым оптимистичным из них. Причем, как следовало из его выступления на брифинге, для выполнения оптимистичного сценария сейчас есть все предпосылки. Валерий Рощупкин отметил, что в настоящее время в лесном комплексе наметились положительные сдвиги: заготовка древесины достигла 128 млн м куб. в год, годовой приток инвестиций в лесную промышленность России – 825 млн долл., а лесной экспорт вырос на 12 %. По его словам, поводом для оптимизма может стать и рост потребления лесопродукции в США, Китае и Японии. Позитивно смотрит на развитие отечественного леспрома и полномочный представитель президента в СЗФО Илья КЛЕБАНОВ. По его словам, одним из факторов роста является благоприятная конъюнктура на рынке лесных товаров – при сохранении благоприятной конъюнктуры внешнего рынка в ближайшее время предполагается увеличение экспорта всех видов лесобумажной продукции, кроме деловой древесины.
Вместе с тем, перед реализацией оптимистичного сценария развития ЛПК встает масса проблем. Как отметил сам Валерий Рощупкин, существующие показатели ЛПК значительно ниже потенциальных возможностей российского лесного комплекса. Сегодня освоение расчетной лесосеки в России достигает всего 22% от ее общего объема (ежегодно в России используется почти на 400 млн м куб. леса меньше, чем позволяет лесосырьевой потенциал страны). «Расчеты показывают, что без ущерба для экологии ежегодно в России можно вырубать 500-550 млн куб. м леса, тогда как вырубается у нас всего около 120 млн куб. м. Больше вырубать мы не можем физически – для этого нет ни заготовительных мощностей, ни транспортной инфраструктуры. А самое главное – нет мощностей, чтобы срубленный лес переработать, – сказал RBC daily председатель правления РАО «Бумпром» Дмитрий ЧУЙКО. – Крайне низким остается и уровень технологической переработки леса. У нас лишь 15-20% объема леса идет на глубокую переработку, тогда как в скандинавских странах этот показатель достигает 85%».
В этих условиях, по оценкам специалистов, темпы роста российского ЛПК будут гораздо более скромными, чем предполагает ФАЛХ. «Сейчас нужно говорить не о том, чтобы увеличить темпы роста ЛПК, а о том, чтобы сохранить уже имеющиеся, – сказал RBC daily главный аналитик РАО «Бумпром» Виктор ЛОГИНОВ. – При этом, если нам удастся сохранить нынешний рост на уровне 1,5% в год, то к 2010 г. рост объема производства российского ЛПК произойдет максимум на 10%, а его доля в мире увеличится до 4%». По словам Владимира Чуйко, ключевым сегментом российского ЛПК является его целлюлозно-бумажная промышленность. «Именно она позволяет рентабельно развиваться всему ЛПК, так как перерабатывает низкосортную древесину. Поэтому сегодня России для того, чтобы просто не уйти с рынков лесной продукции, нужно срочно модернизировать имеющееся в ЦБП оборудование и построить 4-5 новых ЦБК. Строительство 1 комбината мощностью в 500 тыс. т целлюлозы в год и стоимостью 1-1,2 млрд долл. занимает в среднем 5 лет, а его окупаемость обеспечивается через 7 лет. В результате мы можем просто не успеть выйти на уровень самого оптимистичного прогноза к 2010 г.», – пояснил он. При этом, как сказал RBC daily первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы, президент РАО «Бумпром» Александр БЕЛЯКОВ, если государство уже сейчас произведет существенную корректировку таможенной, налоговой, кредитно-финансовой политики и сформирует условия для гарантированного обеспечения перерабатывающих предприятий лесным сырьем (как это отражено в разработанной РАО «Бумпром» «Концепции развития целлюлозно-бумажной промышленности до 2015 г.»), то в течение 5-6 лет мы вполне можем удвоить наш лесной валовый продукт.
Евгения ГАВРИЛЮК, http://www.rbcdaily.ru/index2.shtml
ФОТО: http://www.rmx.ru/photo/?id=3291 (Валерий РОЩУПКИН)