Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

БЮДЖЕТ-2005: от первого чтения к третьему. Схема компромисса

«Важно идти в графике, и идти шаг за шагом», - заявлял в свое время губернатор области Николай КИСЕЛЕВ, рассуждая о процедуре принятия бюджета. Так и пошли ведь. Шумели депутаты только перед первым чтением. Сырым, недоделанным им казался этот важный документ. И большинство высказывалось против его принятия. Например, шла речь о том, что в так называемом «социальном пакете», призванном заменить льготы, указываются «смешные» цифры. Сетовали, что в бюджете не учтено много разделов, например, по той же молодежной политике. Так что если его принять, во всем народ обвинил бы «сволочных» депутатов. Но они проявили таки здравый смысл, на который так надеялся губернатор, призывавший народных избранников к консолидации с властью. И в первом чтении главный областной закон увидели ТАКИМ. Так, из-за перераспределения полномочий между центром и регионами в пользу федерации бюджет потерял порядка 1,5 млрд. рублей. Например, изъятие водного налога повлекло за собой потерю 150 млн. рублей, уменьшилась база арендной платы за землю, изъята из областного пользования плата за использование водных ресурсов... И если региональный бюджет сжался, то федеральный за счет областей увеличился в целом на 102 млрд. рублей. А в бюджет области добавилась индексация ан 8% всех подакцизных товаров, увеличение на 9% платы за негативное воздействие на окружающую среду. В то же время, нагрузкой на бюджет стала административная реформа. На областной уровень передается финансирование профтехучилищ, противопожарной службы, ряда учреждений соцсферы. Здесь и обязательное медицинское страхование неработающих, на что будет потрачено 565 млн. рублей. В общем, нагрузка на бюджет увеличивается на 2 млрд. 100 млн. рублей. А доходная часть бюджета остается практически на уровне 2004 года, в то время как в последние годы шло ее увеличение на 15-20% ежегодно. В первом варианте проекта областного закона о бюджете, который депутаты получили 15 октября, ее размер предлагался в 11 млрд. 710 млн. рублей. В их числе - 3 млрд. 440 млн. финансовой помощи федерации. Расходная часть бюджета составляла по проекту 12 млрд. 414 млн. рублей, и тем самым дефицит бюджета равнялся 703 млн. рублей, которые предлагалось гасить за счет различных кредитов. Но затем последовали три недели вылазок в Москву, работы с Минфином и прочими ведомствами, в результате которых увеличился размер федеральной помощи. Так что в области появился резерв, которой позволит работать по трем наиболее важным направлениям. Это повышение зарплаты бюджетникам с 1 января 2005 года (591 млн.), преодоление неравенства в тарифах в муниципальных образованиях (300 млн.) и увеличение денежных выплат областным льготникам в размере 300 рублей на человека (125 млн.). В целом, во «втором» варианте доходная часть бюджета составила 13 млрд. 21 млн. рублей, расходная - 13 млрд. 724 млн., а дефицит остается прежним - в 703 млн. И главный областной финансист Вера ЛЫЧЕВА объявила составляющие части бюджета «просчитанными реально», а доходы – достаточными, чтобы область смогла выполнить взятые на себя обязательства. Кстати, в первом чтении только один депутат выполнил «обещание» не голосовать за принятие бюджета. Это был Дмитрий ТАСКАЕВ, который аргументировал свою позицию тем, что ему, как депутату от Архангельска, совесть не позволяет голосовать «за». Поскольку областной центр, по его мнению, оказался ущемленным при «нарезке» областной казны. Второе чтение законопроекта о бюджете прошло на «ура» - единогласно. Для достижения такого единодушия потребовалось в общей сложности порядка шести часов. И предшествовали этому в том числе невидная работа трех губернаторских советников – Шевелева, Шмелева и Шубцова. Которые успевали и цифры считать в своих кабинетах, и вести переговоры со «строптивыми» депутатами. Так что 23 ноября мешало парламентариям сработать более активно только обилие поправок да новая – непривычная еще депутатским пальцам - система голосования. «Довесок» замечательно отреставрированного зала облсобрания в виде системы электронного голосования постоянно барахлила, новая система оказалась довольно сложной, и депутатам в шутку напоминалось, где на пульте находится самая «согласительная» - четвертая - кнопка. Поправок поступило порядка сотни. И времени на их рассмотрение было ну совсем немного, так что нормально продумать поправки не представлялось возможным. Новый вариант бюджета депутаты получили за день до сессии, на парламентских слушаниях, уже с внесенными изменениями, но парламентарии стали рассматривать их согласно бюджетному кодексу. Много обсуждали депутаты фонд помощи районам, равный 684 миллионам рублей. Прежде была только одна методика его расчета, а тут депутатам предложили сразу две. Фонд поделили на две части. 483 млн. 512 тысяч рублей распределяются по старой методике, а 200 млн. 684 тысячи - по новой, путем проведения конкурса проектов среди муниципальных образований. Приоритет здесь отдается проектам, направленным на снижение себестоимости электро- и тепловой энергии в районах. Заместитель директора департамента финансов администрации области Елена УСАЧЕВА заметила, что новая метода позволяет учесть особенности завозных территорий. Кстати, о завозе. Споры вызвала поправка о внесении изменений в правила поставки угля в северные территории. Цены топлива «на берегу» увеличиваются раза в полтора, поэтому было предложено отдельно просчитывать стоимость угля и его доставку. За поправку голосовали дважды, и в результате она была принята. Поддержку получило и предложение депутатов Нелли НЕУСТРОЕВОЙ и Николая КАШИНА снять 1 миллион рублей с департамента информации администрации области и направить их на завершение реконструкции музея-усадьбы Вагера в Каргопольском районе. А «выборный» фонд отличился «недотрожностью». На выборы предусмотрено почти 40 млн. рублей, в том числе 8 – на довыборы в областное собрание депутатов, которые могут и не понадобиться. 23 млн. предусматриваются на формирование органов местного самоуправления в будущих 234 муниципальных образованиях области. Депутат Александр КОРЫГИН предлагал снять часть денег с финансирования выборов и направить их на капитальные вложения. По мнению Корыгина, все «выборные» суммы явно завышены, но прочие депутаты так не посчитали. И в то же время, проголосовали за снятие 400 тысяч рублей с финансирования научно-исследовательских работ по экологии и направить их на завершение реконструкции котельной в поселке Тегра-Озеро. Другим «снимающимся» объектом стал гараж областной администрации. На него неоднократно «покушался» депутат Дмитрий Таскаев, но при обсуждении документа во втором чтении «автохранилище» стало неприкосновенным для молодежного театра – а предлагалось снять всего миллион двести. С гаража предлагалось снять 3,3 млн. рублей на строительство водовода в селе Красноборском и дороги Онега-Северодвинск. Ведь на одну только зарплату работников гаража направляется 12 млн. рублей в год. Но депутаты Ольга СМИРНОВА и Надежда ГЕРАСИМЕНКО свою поправку в итоге сняли. Видимо, учли, что в будущем году автомобилям придется возить большее количество депутатов. Те же депутаты - Герасименко и Смирнова - предложили снять 5 млн. с выборов и 10 млн. с клуба «Водник» и направить их на обеспечение питанием учащихся учреждений профтехобразования. Инициатива была поддержана, но источники финансирования для питания пока не определены. Не нашло поддержки предложение по снятию с жилищного строительства в Архангельске 10 млн. рублей для завершения строительства кардиохирургического корпуса первой городской больницы. Основной аргумент – на нее и так выделяется 63,4 млн. рублей федеральных денег. Также не был рассмотрен вопрос с программой «Школьный автобус». Как таковая программа вообще отсутствует. К слову, на сельское хозяйство в областной казне следующего года предусматривается 240 миллионов 989 тысяч рублей. «Все говорят о том, что на сельское хозяйство направляется больше денег, чем в прошлом году, - заявил по этому поводу депутат Николай Кашин. - Но не учитывается то, что размер дотаций снизился на 6,5 миллионов рублей. А этот раздел – самый важный, включающий субсидии на животноводство и раздел по плодородию земель». Кашин также отметил, что над бюджетом он работает уже 8 лет. И за эти годы раздел по сельскому хозяйств еще не разу не выполнялся в полном объеме. Так, в 2004 году сельскому хозяйству недофинансировали 48 миллионов рублей… В целом, одним из основных итогов дня, пожалуй, можно назвать то, что разрешился вопрос о выделении дотаций для тепличных хозяйств. Цена «компромисса» составляет 35-40 миллионов рублей, а это – треть всей помощи сельскому хозяйству области. Поэтому депутаты установили 60-процентный тариф для тепличного производства. В течение рабочего дня была рассмотрена во втором чтении и адресная инвестиционная программа. На третье чтение парламентарии оставили задачу внесения в нее дополнительных объектов. 60 млн. рублей администрация предлагала направить во вновь созданный Фонд муниципального развития. Однако это предложение депутаты отклонили, а сэкономленные средства решили распределить в третьем чтении бюджета. Из Фонда должны были финансироваться отдельные проекты, депутаты же решили не доверять распределение этих средств администрации, а распределить их на различные инвестиционные проекты самостоятельно. В результате принятия поправок от фонда осталось 45 миллионов рублей, которые и пришлись на третий день. «Реально строить, реально сдавать объекты, не размазывая деньги по копеечке тонким пирогом», - так определил позицию составления инвестиционной программы директор областного департамента строительства и архитектуры Дмитрий ЯСКОРСКИЙ. Этот «пирог» ценой в 45 миллионов рублей депутатам пришлось «допекать» 30 ноября. По большому счету, работа свелась к принятию поправки от губернатора, состоящей почти из 20 подпунктов. Ее приняли за основу с подачи депутата Александра ИВАНОВА. 6 млн. законодатели оставили за резервным фондом главы администрации, поскольку жители еще помнят зимние перипетии с замораживанием в Холмогорском и Шенкурском районах. Первоначально размер фонда планировался в 10 млн. рублей. Но 4 из них присоединили к 1 млн., направляемому на строительство кардиологического корпуса первой городской больницы. Еще 5 млн. рублей закрепили за проектными работами по ветке газопровода от Плесецка до Архангельска. 2 млн. рублей пойдут на геологоразведочные работы для обеспечения Архангельска питьевой водой. 1 млн. достался молодежному театру Виктора ПАНОВА. Остальная сумма небольшими частями пошла на строительство и реконструкцию различных объектов: Кегостровской общеобразовательной школы, Березниковской школы Устьянского района, школы в селе Лешуконское, водопровода в поселке Уемский, водовода в селе Красноборском, поликлиники в Карпогорах, реконструкцию детского сада в селе Шеговары для размещения в нем школы и так далее. Работа была поставлена таким образом, что после принятия поправки спикер облсобрания Виталий ФОРТЫГИН сообщил: «Больше денег ни копейки не осталось». И единственной «неделимой» частью бюджета остался резервный фонд главы администрации. Депутаты один за другим начали снимать свои поправки. Депутат Дмитрий ТАСКАЕВ начал возмущаться по поводу того, что Виктору ПАНОВУ недодали 200 тысяч рублей, которые он просил сверх полученного миллиона. «Депутаты должны отчетливо понимать, что их ставят в известное положение перед принятием бюджета. Им, в тиши кабинетов все договорились, и теперь спикер разводит ручками и говорит – денег нет…», - заявил Таскаев. Вообще, послышалась фраза о том, что депутаты, может быть, и фраера, но лицо, сотрудничающее с администрацией, называется козлом. Недостающие для молодежного театра 200 тысяч депутат предложил изъять из резервного фонда, ведь «с него, как с куста, уже сняли 4 «лимона». За поправку подали только два голоса. Депутату Надежде ПАВЛОВСКОЙ ничего не осталось, как обратиться к директору департамента образования области Александру ТАРАНУ с просьбой «найти» еще 1 млн. рублей на Шеговарскую школу, а депутату Ольге СМИРНОВОЙ – к заместителю губернатора по социальным вопросам Михаилу СИТКИНУ с просьбой рассмотреть вопрос о возможности закупки школьных автобусов. Вообще, день прошел довольно шумно. И шумели все. Весь день можно охарактеризовать фразой, обращенной спикером собрания в адрес депутата Эрнеста БЕЛОКОРОВИНА. Он поднял шум при рассмотрении одного из вопросов, и Фортыгин обратил на это внимание. Белокоровин отпарировал: «Так как не шуметь-то, если деньги делят?». После этого бюджет был принят в третьем чтении. В целом, БЮДЖЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД БУДЕТ ТАКИМ. Доходная часть составит 13 млрд. 21 млн. рублей, расходная – 13 млрд. 724 млн. рублей. Дефицит бюджета составит 703 млн. рублей. В этих цифрах – ненарушенная политическая стабильность. В них – достигнутый компромисс. «Считаю, что это консенсус между администрацией и депутатами, - заявила депутат Любовь Сычева. - Исходя из логики, бюджет надо было принимать. К тому же, практически все запросы удовлетворены. Может быть, и не совсем в желаемых объемах, но все же… Поэтому практически все предложения в определенной мере будут финансироваться. Бюджет неплохой, и вообще, из двух зол всегда выбирается меньшее. А это «средний» вариант бюджета. И нечего воображать, его надо было принимать, ведь следующий созыв неизвестно когда соберется – процесс выборов-то может затянуться…» Заместитель планово-бюджетной комиссии Василий ГРИШИН тоже оценил принятие бюджета как компромисс, позволяющий региону существовать дальше. «Проблема этого бюджета в том, что он дефицитный. Но пока регион является дотационным, мы не сможем решить многие вопросы. Дело и в том, что произошла смена власти, изменились некоторые подходы к формированию бюджета как финансового документа. Ряд подходов депутатов удовлетворяет, ряд – нет. Сложность и в том, что изменились основные цифры – доходы, расходы. К сожалению, передача государственного мандата на уровень региона недостаточно подкреплена со стороны федерации. Считаю, что областное собрание, областная администрация, депутаты Госдумы от Архангельской области должны продолжать интенсивную работу на уровне федерации. С одной стороны, бюджет был воспринят настороженно. С другой стороны, существует закон, согласно которому область может жить некоторое время и без бюджета, но это неправильно. А сейчас достигнут компромисс... Ведь зиму надо пережить…». В целом же, бюджет, по его мнению, является рациональным и взвешенным. Такую же «рациональность» и «взвешенность» проявили в целом депутаты во всех трех чтениях бюджета, показав «единый с администрацией области экономических подход». А с такими людьми, по выражению губернатора, можно «договориться»... Впрочем, есть и еще одно мнение – весьма уважаемого депутата, - фамилию которого по вполне понятным причинам мы не называем. Он сказал, что бюджет принят потому, что была соответствующая установка: «лишь бы принять»… Нормальное подтверждение «переговорного процесса». Так или иначе, в заключительном слове заместитель губернатора Игорь НОРКО не просто поблагодарил депутатов за плодотворную совместную работу, - финансовый документ, по которому будет жить область, есть, - но и выразил надежду на то, что некоторые из нынешних тружеников областного собрания будут работать и дальше. Анна СМИРНОВА На фото автора - депутаты Архангельского областного Собрания третьего созыва

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (190)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20