Память войны. К 60-летию последнего ленд-лизовского конвоя
И особенно после августа 2001-го, когда с торжественным размахом отмечалось 60-летие этого события. Британское Адмиралтейство, давая ему это имя, вряд ли предполагало, что положит тем самым начало Братству Полярных Конвоев, которому будет суждено пережить не только формальное завершение конвойной страды, но и годы «холодной войны», сделавшие противниками вчерашних союзников.
Всего две тысячи миль, или меньше двух недель, занимал переход союзных конвоев из портов Британии и Исландии до Мурманска или Архангельска. Но какой ценой давались эти мили через бушующие полярные моря, нашпигованные германскими подводными лодками да еще в условиях постоянной угрозы с воздуха! Ведь максимум полчаса требовалось самолетам Люфтваффе, чтобы, поднявшись с аэродромов Северной Норвегии, нанести свой смертельный удар. Как итог, в процентном отношении потери здесь превосходили потери Атлантических конвоев почти в восемь раз! Неудивительно, что союзники именовали этот маршрут не иначе как «холодный угол ада». Но он был не только опасным, но и самым коротким, что в критический для период войны оказывалось решающим фактором.
Вслед за «Дервишем» в СССР отправилась целая серия конвоев, и это долгая история, достойная многотомных сочинений и экранизаций...
Так или иначе, жестокое сражение в Заполярье было выиграно совместными усилиями союзников, порой относившихся друг к другу с подозрением, но явивших, невзирая ни на что, высочайший пример эффективного боевого содружества, выдержки и повседневного героизма.
Однако в военное время моряки союзных флотов редко встречались друг с другом, после войны – тем более, и лишь с недавних пор, когда ветераны уже вступили в период седой зрелости, такая возможность, наконец, появилась. Как говориться, лучше поздно, чем никогда. В 1991 году в Мурманске и в Архангельске впервые состоялись совместные торжества, посвященные юбилею первого союзного конвоя «Дервиш» или PQ.0. С успехом прошел и его 60-летний юбилей в 2001-м. К сожалению, сформировать символический конвой на этот раз не удалось. Количество топлива, отпускаемое кораблям российского флота, позволило выделить лишь один сторожевик. И с британской стороны в морском параде принял участие один фрегат. Зато высокое дипломатическое представительство отражало весь национальный спектр стран-участников антигитлеровской коалиции. А на сцене знаменитого Мариинского театра состоялась премьера канадской оперы-реквиема «Конвой PQ-17».
А ведь еще в 1940-м мало кто предполагал о подобном союзе. Ни для кого не секрет, что отношения СССР с Германией тогда внешне выглядели гораздо тесней и ближе, нежели с будущими товарищами по оружию. Пропустив по Северному морскому пути в сопровождении ледоколов: «Ленин», «Сталин» и «Каганович» германский рейдер «Комет», Советский Союз оказал воюющей Британии такую «услугу», которую та впоследствии долго не хотела забывать. В Кольском заливе и губе Западная Лица частенько укрывались от преследования англичан не только германские подводные лодки, но и знаменитый обладатель «Голубой ленты» Атлантики пассажирский лайнер «Бремен», на борту которого уже в ту пору находился плавучий разведцентр. Но это стало всего лишь проходным моментом в истории. Вскоре акценты в политике Советского Союза поменялись, ибо поменялись местами его союзники и противники.
Впрочем, и в ходе совместной борьбы отношения между союзниками были далеко не однозначны. Что и неудивительно - ведь каждая из стран-участниц антигитлеровской коалиции, прежде всего, стремилась соблюсти собственные военно-стратегические интересы. Даже в тесных отношениях между США и Великобританией временами более прослеживался жесткий прагматизм, нежели братская любовь. В еще большей степени это касалось отношений СССР со своими западными соратниками. После нападения Германии на СССР Черчилль мгновенно оценил ситуацию, как спасительную для Британии, которая до этого сражалась с фашизмом в одиночку. Он первым предложил помощь Советскому Союзу, хотя его «любовь» к коммунизму была общеизвестна. Этого требовали национальные интересы. В СССР потекли грузы, в которых воюющая Англия нуждалась ничуть не меньше. Наступил черед Сталина, «считавшего потери Германии и Британии в одном столбце», пересмотреть свои взгляды. Впереди была долгая и кровопролитная борьба с общим врагом. Союзники нередко обменивались упреками. Чего стоил один вопрос открытия второго фронта? Политика «периферийной войны», проводимая Британией, была направлена на сбережение людских и материальных ресурсов и предусматривала ведение боевых действий посредством блокады, бомбардировок, ограниченных десантных операций и т.п. Это объясняло проволочки с открытием второго фронта в Европе, вызывая раздражение Сталина и недопонимание Рузвельта - ярого сторонника «прямой стратегии». Так или иначе, уже в июле 41-го в базах Северного флота появились английские военные корабли, а на мурманской земле британские моряки и летчики.
В историю совместных действий союзников вписано немало славных страниц.
Чего стоит, к примеру, одна только операция по устранению «постоянной головной боли Адмиралтейства» - германского линкора «Тирпиц». Ее успех был обусловлен не только мастерством английских летчиков, взлетевших с аэродрома Ягодник под Архангельском, но и советскими силами обеспечения. В том числе данными воздушной разведки, вследствие чего командующий авиацией Северного флота генерал-лейтенант Георгий Дзюба стал командором ордена Британской империи.
Бывшие союзники продолжают встречаться, свято храня традиции военных лет.
Увы, все меньше ветеранов в состоянии участвовать в празднествах, посвященных их бессмертному подвигу. Прошлым летом в Великобритании с широко отмечался очередной юбилей победы в Битве за Атлантику. По своей сути это было великое сражение по защите конвоев. В ходе юбилея официально прозвучало, что этот юбилей - последний, поскольку самому молодому ветерану-участнику конвойных операций уже далеко за 80! Как ни печально, но это факт.
Однако многие из них все еще сохраняют боевой задор, активно разрушая преждевременные слухи об утрате активной жизненной позиции. Несколько слов лишь о некоторых из них.
Капитан 1 ранга в отставке Сергеев Константин Михайлович. Бывший инженер-механик легендарной подводной лодки «К-21». Той самой, что под командованием капитана 2 ранга Н.А. Лунина атаковала германский линкор «Тирпиц». На Северный флот Сергеев попал по окончании Сталинградской битвы, весь период которой провоевал дивизионным механиком на катерных тральщиках. В 1999 году вышла в свет его книга о боевых походах «К-21». Проживает в Санкт-Петербурге. Член президиума общественной организации «Полярный конвой».
Почетный полярник - Валентин Валентинович Дремлюг. В 1942-м по окончании Гидрографического института Севморпути был направлен в штаб И.Д. Папанина и назначен океанологом на гидрографическое судно «Мурманец». По сути дела это был обычный парусно-моторный бот норвежской постройки 1898 года водоизмещением всего 200 тонн. Но именно он поднял из воды и спас 128 американских моряков с потопленных судов конвоя PQ-17 у побережья Новой Земли. «Мурманцу» отчаянно везло. Он трижды избежал встречи с германским рейдером «Адмирал Шеер», а значит и судьбы ледокольного парохода «А.Сибиряков». Трижды германские подлодки, атаковавшие наши полярные станции на острове Уединения и мысе Желания могли уничтожить отважный бот, но он уцелел. Может быть от того, что им командовал опытнейший капитан П.И. Котцов, знавший, когда вступать в бой, а когда скрываться во льдах...
Прасковья Александровна Гуляева - в годы войны служила в штабе Северного флота Ее первый муж - офицер эскадренного миноносца «Володарский» погиб вместе с кораблем во время трагического «Таллинского перехода» в августе 1941-го. Эвакуация, проходившая уже под бомбами, занесла молодую женщину в город Данилов, откуда она сразу же ушла добровольцем на флот. Разве могла принять иное решение она - пилот ОСОАВИАХИМА и отважная парашютистка? Ее рассказы о повседневных встречах с героями - североморцами удивительно интересны. Судя по фотографиям военных лет, и сама она была необыкновенно хороша собой. Как-то раз командир одного из союзных конвоев - британский адмирал - даже предложил ей «руку и сердце»... через переводчика в кабинете командующего. Здесь же, через того же переводчика он получил свой отказ... Второй раз она вышла замуж только после войны, за подводника, ставшего пионером атомного флота - Героя Советского Союза И.И. Гуляева....
Вспоминает ветеран арктических конвоев - секретарь лондонской секции британского клуба «Русский Конвой» Гордон Лонг- участник, так называемых «капельных» рейсов в наши северные порты на борту транспорта «Эмпайр Скотт». В таких походах транспорты шли без охранения. А значит, и потери оказывались значительней.
«Из 13 транспортов, вышедших из Англии летом 1942 года, три возвратились сразу. Пять погибло в пути. Мы, да ещё четыре судна добрались до России. Все отправились в Архангельск, а «Скотт» разгружался в Мурманске. Жуткое впечатление. Скалы со следами снега в июле! Трубы сожженных домов там, где когда-то был город и беспрерывные воздушные налеты... Уже 30 декабря отправились домой в составе конвоя RA.51. На «Эмпайр Скотт» расположился штаб коммодора конвоя, что не помешало нам 11 января того же года благополучно бросить якорь в Лох-Ю...» Такой вот ветеранский юмор... Несмотря на солидный возраст, Гордон частенько бывает в России, являясь главным координатором международных связей своего клуба.
Другому британскому ветерану - командиру турбинной группы крейсера «Тринидад» лейтенанту Раймонду Боллу везло никак не меньше. «Шли в охранении конвоя PQ.13, - вспоминает он - Кинули жребий с моим другом кому идти на нижнюю вахту в отсек N. Выпало ему. Именно в эту ночь при отражении атаки германских эсминцев крейсер «Тринидад» стал жертвой... собственной торпеды. По горькой иронии торпеда угодила как раз в злополучный отсек. Друг погиб. Судьба... Немного подре-монтировались в Мурманске. А 15 мая 1942-го на переходе в Штаты для капремонта налетели «гунны» (по-нашему «фрицы» - С.А.). Начался жуткий пожар. Капитан приказал покинуть корабль, а наш эсминец «Мэтчлесс» добил крейсер торпедами...» На встречу с боевыми друзьями Раймонд Болл приехал вместе с внуком. Чудесный парень.
Картина войны была бы неполной, если лишить слова бывших противников. Правда, применить этот эпитет к профессору Францу Зелингеру не так-то просто. Настолько мирно выглядит этот крепкий старик. В годы войны - ведущий инженер фирм «Дорнье» и «Сименс» он внес весомый вклад в создание первых противокорабельных ракет, успешно опробованных немцами в Бискайском заливе на кораблях союзников. Летом 44-го судьба закинула будущего профессора на Землю Александры в архипелаге Земли Франца Иосифа. Там находилась германская метеостанция, добросовестно снабжавшая Кригсмарине информацией целых полтора года, пока персонал, уставший от консервов, не отведал свежатины. Два белых медведя подорвались на минном поле, которым немцы окружили станцию. Восемь человек из десяти заболели трихинозом. Станцию пришлось эвакуировать. Прилетев на борту спасательного «хейнкеля», Зелингер не на шутку «заболел» Арктикой. С тех пор он занимается историей войны в Заполярье, и, в частности, германскими метеостанциями, сеть которых в свое время раскинулась от канадского Лабрадора до мыса Желания на советской Новой Земле...
К счастью настоящих ветеранов еще достаточно много. Судьба каждого из них достойна романа. Увы, похоже, надо спешить. Все чаще старые моряки отправляются в своё последнее, самое долгое плавание...
Тем временем, впереди очередная дата. В 2005 году исполняется 60-лет со дня прибытия в СССР последнего союзного конвоя! Дай бог здоровья нашим старикам!
Грядущий год ознаменуется и другим важным событием. Летом 2005 года планируется повторная экспедиция к берегам Новой Земли, организуемая петербургской организацией «Полярный конвой». Международная экспедиция 2004 года, отправившаяся из Мурманска на борту гидрографического судна «Сенеж», выявила точное местоположение, по крайней мере, двух из четырех погибших в этом районе судов конвоя PQ-17. Одно из них - американский транспорт «Олопана» вез в Советский Союз танки. Попытка поднять несколько боевых машин, которым так и не было суждено попасть на поля сражений, будет предпринята предстоящей экспедицией. Несколько музеев боевой техники уже высказали свою заинтересованность в успехе предприятия. Пожелаем ему удачи и мы…
Сергей АПРЕЛЕВ, капитан 1 ранга, член президиума Санкт-Петербургской региональной организации «Полярный конвой», специально для ИА «Русский Север»
На снимке: канадский ветеран конвоев Боб Фэйрли, бывший инженер-механик ПЛ «К-21» капитан 1 ранга Константин Сергеев и Сергей Апрелев (конференция 2003 года после возвращения из экспедиции ГИСУ «Сенеж» из 1-й экспедиции к Новой Земле)
Фото из архива Сергея Апрелева