Боевые крылья России: итоги и перспективы
За прошедший год российские ВВС провели около 400 мероприятий оперативной и боевой подготовки. «Все поставленные задачи выполнены успешно, – доложил Владимир Михайлов. – ВВС России сохранили уровень подготовки, достигнутый ранее, а в некоторых вопросах продвинулись вперед». В этом году, подчеркнул главнокомандующий, меньше учений точно не станет.
И это несмотря на «известные экономические трудности». Конечно, средств на нужды Вооруженных сил с каждым годом выделяется все больше, однако без «белых пятен» в финансировании до сих пор не обходится. Главная проблема, непосредственно сказывающаяся на уровне подготовки пилотов, – недостаток горюче-смазочных средств (ГСМ). Конечно, сегодня ситуация на порядок лучше по сравнению с концом 90-х, когда налет часов военных летчиков оказался сведен к запредельному минимуму. По словам Владимира Михайлова, за последние годы эти показатели растут стабильно и заметно (примерно на 15% ежегодно). В 2004 г., например, средний налет курсантов-выпускников военных авиационных училищ практически достиг заложенного в программу, то есть 220 часов. «В 2005 г., я думаю, мы полностью достигнем этого уровня», – отметил генерал армии. Впрочем, проблема остается острой. По словам Владимира Михайлова, даже при значительном увеличении финансирования в ушедшем году стопроцентного обеспечения ГСМ выполнить не удалось. Настоящим откровением стало сообщение главкома о том, что почти две трети керосина (65%), необходимого для боевой подготовки, российские ВВС закупают за счет коммерческих транспортных рейсов. Конечно, нет худа без добра: «кроме того, в ходе таких рейсов летчики непосредственного обучаются полетам на международных авиалиниях», – говорит главком. Но все же Владимир Михайлов выражает надежду на то, что самая насущная потребность военной авиации будет удовлетворена.
2004 г. стал переломным для ВВС в плане обеспечения новой и модернизированной авиатехникой. В прошлом году в ВВС поступило около 20 новых боевых единиц. Михайлов особо отметил принятую на вооружение в декабре партию из 7 тяжелых истребителей СУ-27СМ, максимально приближенных по своим возможностям к боевым машинам 5-го поколения.
В 2005 г. на нужды ВВС выделено еще на 30% больше средств, чем в 2004 г. Это позволит в нынешнем году получить еще 17 подобных машин, ничем не уступающих новейшим мировым разработкам, и сформировать из них полноценный полк. Кроме того, с этого года начнется модернизация и легких истребителей МИГ-29 (они получат индекс СМТ). Максимально приблизится к требованиям современности и главная «рабочая лошадка» армейской авиации – знаменный вертолет МИ-28. Его модификация МИ-28Н уже в нынешнем году начнет поступать в войска. Кроме того, продолжатся испытания модифицированного МИ-24ПН. Список новинок далеко не полон. В 2005 г. войска ПВО получат не имеющую мировых аналогов ракетную систему С-400 (при этом продолжится модификация уже находящихся на вооружении комплексов С-300). В скором времени ожидается завершение испытаний фронтового бомбардировщика СУ-34. Продолжится омоложение парка Дальней авиации – в 2005 г. туда поступят два новых стратегических бомбардировщика ТУ-160.
При этом часть средств пойдет на разработку техники будущего. Речь идет об универсальном боевом самолете 5-го поколения, который пока имеет название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА). По словам главкома ВВС, не так давно уже состоялись «смотрины» электронного макета будущего самолета, и руководство ВВС осталось довольно его аэродинамическим обликом. «Работа над комплексом идет строго по графику», – подчеркнул генерал армии. Испытания самолета при соответствующем уровне финансирования могут начаться уже в 2007 г.
В последнее время помимо реализации непосредственно военных задач на крылья ВВС легло и выполнение поручения Верховного главнокомандующего по оказанию помощи пострадавшим от цунами странам Юго-Восточной Азии. Как рассказал Владимир Михайлов, транспортные самолеты ВВС России уже совершили 13 рейсов с оборудованием для очистки воды, госпиталями, палатками, одеждой и другие гуманитарными грузами в регион бедствия. Впереди – еще более 10 вылетов. Об этом ИА «Русский Север» сообщила пресс-секретарь ФАПМК Наталья КУЛАЕВА.
Фото: http://www.rusarmy.com/photo/photo_def.htm