Гособоронзаказ-2005: Прогресс налицо
О плане закупок силовых ведомств на 2005 г. рассказал на днях директор департамента экономических программ обороны и безопасности Минэкономразвития Владислав ПУТИЛИН.
Сумма Гособоронзаказа на 2005 г. составила рекордные 432 млрд. рублей, увеличившись в сравнении с прошлым годом почти на 30%. Принципиально важным стал тот факт, что уже второй год ГОЗ принимается вместе с бюджетом страны в конце уходящего года: уже с 1 января предприятия ВПК могут заключать контракты и приступать к их исполнению. Раньше выполнение ГОЗ зачастую срывалось из-за задержек с принятием документа.
Из беспрецедентной по величине суммы (на финансирование ГОЗ идет каждый десятый рубль расходов федерального бюджета), на оборону выделен 301 млрд. рублей, на безопасность и охрану правопорядка – 77,3 млрд. рублей. Прочие расходы («Росрезерв», «Роспром», «Роскосмос», Федеральная целевая программа «Антитеррор» и другие) составили 54 млрд. рублей. Содержание военной машины государства (231 млрд. рублей) по-прежнему обходится дороже, чем ее техническое оснащение (201 млрд. руб.). Но, по словам Владислава Путилина, программа военного строительства предусматривает выравнивание этих расходов уже к 2007 году. Перелом планируется к 2010 г., когда соотношение приблизится к действовавшему в СССР: треть расходов – на содержание, две трети – на оснащение.
На тыловое обеспечение будет потрачено 20% ГОЗ или около 70 млрд. руб., что сохранит обеспечение на нынешнем уровне. Но в наиболее проблемной сфере – снабжении горюче-смазочными материалами (в прошлом году недостача ГСМ в Вооруженных силах из-за роста цен составила около 20%), объем закупок увеличился на 27%. 7,7 млрд. руб. направлено на жилищное строительство, 4 млрд. руб. – на строительство служебного жилья. Это позволит военнослужащим справить новоселье в более чем 10 тыс. квартир. Естественно, квартирный вопрос таким образом решен не будет, поэтому уже в нынешнем году на финансирование новой накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих будет направлено более 1 млрд. руб.
Как особо отметил глава оборонного департамента экономического ведомства, Минобороны идет на решительные шаги по оптимизации расходов. Так, уже стартовал переход от централизованных поставок продовольствия к рыночным закупкам на конкурсных условиях. Подавляющая часть закупок для тылового обеспечения проходит только на конкурсной основе, что позволяет существенно экономить. Кроме того, с нынешнего года на шести аэродромах совместного использования обеспечение военной авиации ГСМ будет идти по рыночной схеме: военные просто ликвидируют собственные заправочные службы, полностью передавав эти функции участникам рынка. Естественно, также на условиях конкурса.
Как отметил Путилин, в этом году сформулированы новые жесткие требования по расходованию средств гособоронзаказа и на оснащение военной организации. В частности, будет прекращена практика, когда оборонные предприятия, выигрывали конкурс, выставляя одну цену, а когда дело доходило до заключения контрактов значительно (до 30%) увеличивали ее. Промышленники жалуются на постоянное повышение тарифов на электричество, газ, перевозки, но, по мнению Владислава Путилина, такого высокого роста цен это оправдывать не может. Поэтому уже в первом полугодии Минэкономразвития проведет независимый аудит цен на самые дорогие виды военной продукции. Для этого будут привлечены независимые аудиторские компании, обладающие лицензиями ФСБ на работу с секретными документами. (Кстати сказать, о получении подобных лицензий уже задумываются некоторые представители «большой четверки» лидеров мирового аудита). Их услуги обойдутся в миллионы рублей, но это позволит разобраться в механизме ценообразования в отрасли, и, приведет к значительной экономии. Снижения цен поможет добиться и уже стартовавшая практика закупки однотипной продукции и вооружений для всех силовых структур на общих конкурсах. Кроме того, по словам Владислава Путилина, в планах Минэкономразвития включить оборонную отрасль в сферу действия антимонопольного законодательства и регулирования Федеральной антимонопольной службы (ФАС).