Воздействие РН «Рокот» на окружающую среду локально
Как известно, «Рокот» принадлежит системам старого поколения. Пришедшая на смену «Рокоту» «Ангара» работает не на токсичном гептиле, а на керосино-кислородном топливе. «Гептил оказывает негативное воздействие на растительность. При старте выбрасываются диоксид азота и углерода и распространяются в радиусе 100 метров от пускового ствола. Через 30 минут после старта облако рассеивается», - сообщила на общественных слушаниях по проблеме воздействия РН «Рокот» на окружающую среду заведующий отделом прикладной экологии Центра экотоксиметрии Института химической физики имени Н.Н.Семенова. Валерий КЛЮШНИКОВ. По его словам, в ступенях «Рокота» остаются компоненты токсичного топлива, состоящего из окислителя и горючего, однако практически все входящие компоненты сгорают при входе в атмосферу. В отпавших системах сохраняется 5-30% от первоначальной массы топлива, часть которого попадает в акваторию Баренцева моря (первая ступень). Вторая ступень практически без остатка сгорает в атмосфере. «При пуске ракеты теоретически может иметь место разрушение озонового слоя. Однако его поражения сводятся к нулю, благодаря правильному выбору траектории полета: лучи солнца должны быть направлены в ствол озонового тоннеля, тогда зарастание повреждения проходит в считанные минуты», – рассказал Клюшников. Он добавил, что при пуске ракеты происходит выброс кислотообразующих веществ, что приводит к повышению кислотности атмосферных паров и осадков. «Негативное воздействие «Рокота» на окружающую среду локально. Проектные решения обеспечили уровень техногенного воздействия на природу. Происходившие испытания не ухудшили экологическую обстановку региона. Учитывая, что запуски «Рокота» осуществляются 2-3 раза в год, его влияние на окружающую среду пренебрежимо мало», - сделал вывод Клюшников. Однако с ним поспешили не согласиться архангельские экологи, напомнив об исследованиях о воздействии на организм человека ракетно-космической деятельности в целом, проводимых Северным государственным медицинским университетом. «Официальной экспертизы позволяющей судить о воздействии компонентов топлива на животных и человека не проводилось. А голословно рассуждать мы не можем, тем более, что в прямой контакт с токсичными веществами люди не вступают», - заключил Клюшников. На вопрос, кто должен заказывать такую экспертизу, ответа так и не нашли.