Хотя Навруз в основном отмечается в мусульманских странах, это не религиозный праздник, а, строго говоря, празднование весеннего равноденствия, символизирующее обновление природы. В древнейшем литературном памятнике огнепоклонников "Авесте" (VI век до нашей эры) описывается пробуждение природы в день 21 марта григорианского календаря, что соответствует первому фарвардина в мусульманском летоисчислении "хиджра". Отсюда и название праздника "праздник фарвардина" в ираноязычных источниках.
История праздника восходит к древней Месопотамии. В Вавилоне его отмечали в конце марта как Новый год. Праздник продолжался 12 дней: каждому дню соответствовали свои ритуалы, развлечения и другие представления. Персоязычные народы отмечали его в доисламскую эпоху. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия символизировало вечное обновление жизни. Цель этого древнего праздника - помочь людям забыть о своих обидах и ссорах, простить вину, жить в мире и согласии, объединяться для общих благородных дел. За две недели до праздника Навруз в посуду сажают зерна пшеницы и кладут в теплое место. Взошедшие всходы пшеницы являются символом нового года. Ими украшают праздничные столы. Среди обрядов, исполняемых в Навруз, основным считалось приготовление ритуальной пищи сэмэни (солода) - символа плодородия природы. Навруз считался самым важным и богатым праздником: в каждой семье накрывали дастархан - скатерть со всевозможными мясными блюдами, сладостями, традиционными напитками.