Как следует из постановления президиума Сибирского отделения РАМН, имеющегося в распоряжении редакции ИА «RUSNORD», получены доказательства токсического действия одного из составных элементов ракетного топлива гептил на животный организм. Также раскрыты механизмы, лежащие в основе развития гипотрофии, иммунодефицитов и гипербилирубинемии новорожденных экспериментальных животных.
Показано, что наибольшую роль в патогенезе представляют малые дозы гептила.
Гипотеза, которую сейчас разрабатывают новосибирские ученые, должна наглядно показать прямую зависимость рождения желтых детей от воздействия на организм токсических соединений типа гептила. По мнению Льва Панина, это воздействие приводит не только к повышенному содержанию билирубина у новорожденных, но и к проявлениям анемии у беременных женщин. Чем ярче выражена анемия, тем больше вероятность рождения «желтого ребенка». Ясно, что в первую очередь страдает будущая мать. Когда ей приходит время рожать, исправить что-либо уже практически невозможно.
Проблема «желтых детей» встала особенно остро после 1989 года, когда был подписан договор между Россией и США по ПРО и началось уничтожение ракет.
В июне 1989 года, согласно советско-американскому соглашению, на полигоне в пятидесяти километрах от села Анисимова в Алтайском крае были взорваны первые четыре ракеты стратегического назначения. Тогда жители села наблюдали на горизонте небольшое черное облако пыли и дыма. А уже через месяц в Тальменском родильном доме появился первый «желтый ребенок».
Через четыре месяца после взрыва, в октябре 1989 года, в Тальменском районе из шестидесяти родившихся детей сорок четыре оказались «желтыми».
В 1990 году в районе среди новорожденных 28 процентов имели тяжелую форму желтухи, а у 72 процентов оказалась поражена центральная нервная система.
Затем так называемые «желтые дети» стали рождаться в Залесовском, Шатуновском, Новоалтайском, Алтайском, Барнаульском и Родинском районах.
В этом году сибирские ученые продолжат комплексное изучение патогенеза токсического действия компонентов ракетного топлива над крысами.
Параллельно продолжается и «космический» эксперимент над живыми людьми; большинство российских ракет («Протон-К», «Протон-КМ», «Циклон-2», «Космос-3М», «Рокот», «Стрела», «Днепр») используют в качестве топлива гептил.