Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Рато-Наволок

У населённых пунктов бывают «говорящие» имена. Они могут отражать особенности местности, характеристики жителей, род их занятий, церковные праздники и даже исторические события. Впрочем, и вводить в заблуждение названия тоже умеют, скрывая порой за вроде бы понятной слуху формой иной смысл. Постичь подлинный иногда можно лишь добравшись через времена к изначальному звучанию имени. И потому отправимся из настоящего в прошлое.

Если во «всезнающей» Википедии набрать Рато-Наволок, получим: «Погост (Зачачьевское сельское поселение, Ратонаволок) Прежние названия Ратонаволоцкий погост, Калитинская. Население 12 человек (2010) Находится в центральной части Архангельской области на расстоянии приблизительно 2 км на запад-юго-запад по прямой от села Емецк на правом берегу реки Ваймуга. Деревня входит в группу деревень Ратонаволок. Известна с 1691 года, когда здесь была построена первая Никольская церковь. В конце XIX века здесь уже было три церкви, причем одна каменная (Никольская). До 2015 года входила в Зачачьевское сельское поселение, с 2015 по 2022 в Емецкое сельское поселение до его упразднения.. Достопримечательности: Храмовый комплекс Ратонаволоцкого погоста».

Кроме Погоста к «ратонаволоцкому кусту» (поселению) относятся деревни (в скобках число жителей по переписи 2010 года): Часовня (7), Горка Рудаковская (49), Фатеевы (22), Семёновы (3), Заборье (3 ), Чащевка (0) и Карчево (0).

Таким образом, согласно данным переписи 2010 года в деревнях ратонаволоцкого поселения проживали 84 постоянных жителя. Наиболее населённой (49 человек) в 2010 году была деревня Горка Рудаковская.

Год 1920 -й

В изданном в 1922 году «Списке населённых мест Архангельской губернии», на страницах 39 - й приведены некоторые статистические данные по Ратонаволоцкому обществу Емецкого уезда. После названий населённых пунктов в скобках указаны названия некогда самостоятельных деревень, ставших их частью. В дальнейшем путешествии в прошлое они будут иметь большое значении для идентификации того или иного населённого пункта. Затем приводится количество дворов и людей в них живущих:

Бабинская (Горка) – 10 дворов и 32 человека,  Бельковская (Фатеевы) – 34 и 161, Вороновская (Красный Яр) – 20 и 103, Даниловская (Макары) – 19 и 66, Заборская – 21 и 113, Ивано-Петровская (Задворы) – 19 и 74, село 8 Ивачевская (Ивачевский Погост, Ивановская Надозеро и Ратнаволоцкий Погост) – 39 и 159, Карголицкое (Рудаковы, Фатеевы) – 17 и 65, Карчевская – 8 и 40, Новомешковская (Семеновы) – 16 и 74, Новомонастырская (Село) – 8 и 29,

Семушинская (Часовня) – 23 и 78,Тенюховская (Новая деревня) – 15 и 62, Филинская (Горка) – 8 и 33, Чухотская (Чухча) – 15 и 46, Шабунинская (Чащевка) – 12 и 67.

 Всего в Ратонаволоцком обществе 15 деревень и одно село (Ивачевская), в которых в 284 дворах проживали 497 представителей мужского пола и 705 женского. Заметное преобладание женщин, возможно, является одним из последствий недавних мировой и гражданской войн. Наиболее населёнными были: деревня Бельковская (Фатеевы) – 161 чел., село Ивачевская – 159 чел и деревня Вороновская (Красный Яр) – 103 чел. Всего в ратонаволоцком обществе учтены 1202 жителя. Что на 1106 человек, или в 12,5 раз больше, чем в 2010 году.

 Год 1894 – й

В изданном в 1894 году «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии», в первом выпуске на страницах 361– 363 приводятся сведения о Ратонаволоцком приходе Третьего благочиния Холмогорского уезда. Выдержка из описания:

Ратонаволоцкий приход состоит из 15 деревень; из них шесть находятся на правом берегу Емцы и одна – на левом, а остальные по р. Ваймуге и на полуострове, образуемом означенными реками. Жителей на 1 января 1894 г. было 501 м.п. и  597 ж.п. Приходские храмы находятся в дер. Ивачевской на правом берегу р.Ваймуги в 171 версте от г. Архангельска, в 100 – от г. Холмогор, в 5-ти верстах от Емецкой церкви и в 8 – от Меландовской. Время образования прихода достоверно неизвестно; но возможно предполагать, что до 1691 г. Ратонаволоцкие жители, подобно жителям Зачаческого прихода, были прихожанами Никольской церкви монастырского (Антониево-Сийского) села Шарапова на Емецком остроге. 

Год 1888 – й

В «Атласе Архангельской Епархии за 1888-й год» в разделе «Подробное описание в IV-м благочинии Архангельского уезда приходов и населения» приведена таблица и карта с информацией о 15-ти деревнях Ратонаволоцкого прихода. В 167 домах проживают 1093 души. Из них 52 мужского и 69 женского пола отнесены к числу «духовных и военных». Вероятнее всего они являлись представителями духовенства и членами их семей. Одна каменная и две деревянные церкви находились в деревне Ивачевской.

 Год 1859 - й

В 1861 году в Санкт-Петербурге издан сборник «Архангельская губерния по сведениям 1859 года», в котором размещены «Списки населённых мест». Начиная со страницы 74 - й и ещё на нескольких далее приводятся сведения о ратонаволоцких деревнях и селе. По числу жителей (151 чел.) лидирует село Ивачевское (Ратонаволоцкое).

 Год 1785 – й

В «Статистическом Описании крестьянских хозяйств Архангельской губернии по состоянию на 1785 год» в числе волостей Холмогорской округи под номером 26 значится Ратонаволоцкая волость. Ниже приведены некоторые данные из Описания.

Число деревень в волости – 24

Число домов – 157

Мужчин – 554, женщин – 567, всего – 1121 чел.

Число дворов с грамотными – 9

Число учащихся – 5

Площадь обрабатываемой земли (десятин) – 899. В том числе: пашня – 335, покос – 564

Под посевом ржи – 103, ячменя- 124

Сбор хлеба в лучшие годы (сам сколько): ржи – 7, ячменя - 5

Собирается копен сена – 33065

В волости: коров – 298, быков- 209, овец – 314, лошадей – 178

Дворов: без коров – 32, с одной коровой – 25, с двумя -67, с тремя – 21, с четырьмя и более – 17

Дворов: без лошадей – 42, с одной лошадью – 76, с двумя – 34, с тремя и более – 9

В волости ветряных мельниц – 4

Поскольку северные земли не всегда и не всех крестьян могли прокормить, приходилось им заниматься и другими, приносящими хоть какие-то доходы местными и отхожими промыслами. Дворов, не занимающихся ими, в волости не указано.

Виды промыслов и количество участвующих в них дворов:

Батраки и казаки – 40. По этому показателю волость на первом месте в Холмогорской округе.

Смолокурение - 16

Заготовка строит. матер. (бревна, слеги, лес) - 3

Заготовка дубильной коры – 1

Морское рыболовство – 3

Пресноводное рыболовство – 28. Первое место по этому показателю в Холмогорской округе.

Лесная охота - 6

Тесальщики теса - 1

Производство купорной посуды – 2

Производство: сох – 1, берд - 1

Кузнецы – 2

Портные – 2

Плотники (и топорники) – 5

Ремесленно–кустарное производство - 1

Извоз вообще – 1

Работа на галиотах и других судах – 1

Извозчики на карбасе (в разные места) - 1

Торговцы на рыбных складах – 2

Скупщики сала и говядины – 1

Квартирмейстеры – 1. Один на Холмогорскую округу.

Артельщики – 1

Работает по найму- 4

Работники в городах – 2

Разные работы – 28

Черные работы- 2

Прочие виды промыслов - 2

Год 1676-й

В 1676 году проведена перепись населения. Её результаты отражены в составленных в 1678 году переписных книгах, хранящихся ныне в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Итоги переписи ратонаволоцких деревень приведены в главе 87 («Волость Погоская сотня и Прилук», л. 622 - 629) переписной книги стольника Афанасия Денисовича Фонвисина да подьячего Федора Замятина. (Извлечения из переписных книг составленные Е.Е.Замысловским, выпуск первый. СПб., 1888).

Выражение тож в книге означает, что деревня известна и под другим названием, которое далее и приводится. Тогда переписывались только дворовладельцы - мужчины. Остальные члены семьи и жители дворов указаны как дети, братья, соседи, подсоседники и недоросли.

Выписка из дела (в современной транслитерации):

«Волость Погоская сотня и Прилук» (л. 622 – 629). В ней великого государя село Большое, на р. Емце. К селу же Большому черные деревни: …

 д. Карчевская, а Кардовская тож (л. 623)

 В главе 91 переписной книги перечисляются монастырские владения:

 Сийского же монастыря села и деревни старинные в разных станах и волостях:

 д. Ивана Петрушина и другой Наволок, тож на Терентьеве озере;

 поч. Карчевской на р. Емце;

 д. Дороховская, а Сысоевская тож, на р. Ваймуге;

 д. Ивачевская, а Завражье тож;

 д. Семушинская, на Семушине на волоке;

 д. Легуновская, а Семушинская тож;

 д. Белковская да д., что был поч. Бабин, припущен к деревне Белковской;

 д. Филинская, а Галашевская тож;

 д. Заборе;

 поч., что была д. Шобунинская, а Заборе малое тоже, на Ваймуге на волоке;

 поч. Карголина;

 поч. Чюхча, Чюхоцкой тож, на р. Емце;

 поч. Новой, на Мишкове бору, распахан во 175 году;

 Из 14-ти перечисленных деревень и починков лишь одна Карчевская относилась к «чёрным», «государевым» деревням. Остальными владел Сийский монастырь. Интересно уточнение места нахождения деревни Деревня Семушинской – «на Семушине на волоке».

 Год 1622 – й

Итоги первой большой переписи северных земель отражены в Писцовой книге Двинского уезда письма и меры Мирона Андреевича Вельяминова и подьячих Бажена Степанова и Антона Подольского 1621-1624 годов (РГАДА Ф.1209 Оп.1 Д.11). Сокращение в означает «во дворе». Выдержка из книги:

Волость «Погоская сотня и прилук» (л.56) а в ней государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии. Село и деревни черные:

 Деревня Карчевская а Карцовская тож в ней крестьян: В. Тренка Иванов сын Грибанов, В.Ермачко Онтонов сын Исаков, В.Дорофейко Григорьев да Тренка Фомин, В. Меншичко Харламов сын Корытов У него сын Тимошка

 Сёла и деревни Антониево-Сийского монастыря:

 На Ратаеве Наволоке деревня Дороховская а Сысоевская тож на реке на Ваймуге а в ней крестьян: В. Семко да Якимко Ивановы дети Спирова, В. Якушка да Дружинка Кузмины дети Павлова, В. Демка Данилов сын Золотово

 Деревня Ивачевская Завражье тож а в ней крестьян: В. Васка Ильин сын Зуев, В. Дружинка Михайлов сын Онаньин, В. Завьялко Первово сын Мыркин, В. Сидороко Родионов сын Юрьев

 Деревня Семушинская на Семушине наволоке а в ней крестьян: В. Семко Демидов сын Чюрляев, В. Кирьянко Давыдов сын Микитин, В. Поспелко Васильев сын Пантелеев У него ж племянники его Федоско Микитин да Макарко Григорьев

 Деревня Нигуновская Семушинская тож а в ней крестьян: В. Аврамко да Матюшка Яковлевы дети Окунева, В. Осташко Сидоров сын Ершов, В. Ивойлик Иванов сын Алимпеев

 Деревня Белковская а в ней крестьян: В. Фадейко Харлампьев сын Калинин, В. Онцыфорко Петров. Бобылских дворов В. Васка Филипов, В. Онтонко Григорьев

 Деревня что был починок Бабин что был припущен к деревне Белковской а в ней крестьян В. Семачко Иванов сын Князев, В. Савка Кузмин сын Золотово

 Деревня Филинская Голашевская Кормозерская тож а в ней: В. крестьянин Минка Филипов сын Галашев, В. бобыль Исачко Дементьев

 Деревня Заборье а в ней В. крестьянин Тимошка Иванов сын Князев

 Пустошь что была деревня Бунинская а Заборье малое тож а в ней место дворовое.

 У Наволоцких же деревень животине на выпуск луг Левковской меж Семушины и Дороховские деревни на Ваймуге.

 Из восьми переписанных в 1622 году деревень ратонаволоцкой местности восемь принадлежали Сийскому монастырю. В писцовой книге приведены названия двух наволоков – Ратаев и Семушин. Возможно, речь идёт о разных именах одного наволока? Поскольку в документах последующих веков упоминания о Семушине наволоке отсутствуют.

 1586 – 1587 годы

В 1593 году издана Сотная (выписка) с писцовых книг князя В.Звенигородского 1586 – 87 годов на вотчину Антониева-Сийского монастыря (Архив ЛОИИ, ф. 5, оп. 1, ед. хр. 836). Выдержка из Сотной:

 В Заборье деревня Заборье: в. Деревяга Прокудин, в. Васка конной мастер.

 Сийского же монастыря деревни, которые прибыли после письма Ивана Петровича Заболотского, что им отписал Ондрей Толстой в 86 – м году в их деревень место в обмен.

 Дер. Ивачевская, Завражье тож: в. Осипко Дементьев, В. Федка Спиридонов, в. Самулко да Михалко Микитины.

 Дер. Шабунинская, а Заборье тож: в. Некраско Микитин.

 Дер. Лягуновская, Семушиньская тож на наволоке: в. Еремко, в. Якушко да девка Огафьица Яковлева.

 Дер. Белковская, да к ней припущен в пашню починок Бабин за полем: в. Якуш Федотьев, в. Бобыль Ефимко, в. Молчанко, в. Иванко Бабин.

 Дер. Филиньская, Галашевская, Кормозерьская тож: в. Федка, в. бобыль Ониска.

 Дер. Дороховская на реке на Ваймуге: в. Павлик Спирин, в. Васка Яковлев

 Дер. Семушинская на Семушине наволоке: в. Демидко Кирилов, в. Мартемьянко, в. Кирилко Давыдов, в. Петрушко Власов.

 Дер. Ивана Петрушина, а другой наволок тож: в. Иванко Хомутинин, в. Степанко Семенов, в. Оникейко Парфентьев, в. Гришка, в. вдова Марьица, в. Петрушка Семенов, в. бобыль Онкудинко, в. бобыль Тренка.

 Дер. Наволок, Часовенская тож Марьина: в. Митя Некрасов, в. брат его Федка.

 Дер Наволок Якова Остафьева: в. Ондрейко да сын его Третьячко, в. Олексейко Крюков, в. Сенка Некрасов.

 Год 1578 – й

Этим годом датируется Сотная Андрея Толстого на вотчину Антониева-Сийского монастыря (ЦГАДА, ф. 1196, оп. 3, д .4-а, лл. 6 об -18 об.). Выдержка из документа:

 Стан Емецкой.

 Дер. Шабунинская на Семушине наволоке: в. Нечайко Игнатов.

 Дер. Дороховская на реке на Ваймуге: в.Павлик Спирин, в.Васка Яковлев.

 Дер. Семушинская на Семушине наволоке над озером: в.Васка Пантелеев, в. брат его Власко, в. Мартинко Труфанов, в. Демка Чюрьев, в. Давыдко Микитин, в. Исачко Нефедов.

 Дер. Ивачевская в. Некраско.

 Дер. Лягуновская Павловская на Семушинском наволоке: в. Якуш Козмин, в. Еремка Кузмин.

 Дер. Белковская: в. Калинка Федотов , в. брат его Якуш. Да к той же деревне починок Бабин: в. Алешка, в. Иванко Нефедовы дети.

 Дер. Фили Галафеева на Семушине наволоке: в. Филя Галахтионов, в. Онашка Васильев.

 Дер. Ивачевская на Семушине наволоке: в. Фомка Юрьев, в. Самойлик Никитин, в. Ушачко Родионов, в. Онашка Спиров, в. Федка Мирко, в. Федка Кузмин.

 В Сотной 1578 года перечислены 8 деревень, состоящие из 24 дворов. Наиболее населённые деревни (по 6 дворов): «Семушинская на Семушине наволоке над озером» и «Ивачевская на Семушине наволоке». В остальных деревнях и починках от одного до двух дворов. Малодворность может свидетельствовать об относительно недавней истории появления указанных поселений. Вероятнее всего земли в ратонаволоцкой местности предлагались крестьянам для обработки и заселения набирающим силу и власть, основанным в 1520 году Антониево-Сийским монастырём. Исключением была черносошная, «государева» деревня Карчевская, в которой согласно переписи 1622 года записано 4 двора. Но и она едва ли древнее своих «монастырских» соседей, так как в датируемом 1552 – 1553 годами документе под названием «Сотная с писцовых книг И.П.Заболоцкого, выданная крестьянам Емецкого стана Двинского уезда» деревня Карчевская не упоминается.

 Таким образом, датой первого упоминания в официальных документах деревень ратонаволоцкого куста (поселения Ратонаволок) следует считать 1578-й год.

 Разумеется, речь в данном случае идёт о временах, связанных с пребыванием на здешней земле русских людей. До их прихода и вместе с ними в этих местах обитали представители иных народов. Материальные следы их жизни найдены археологом А.А.Куратовым. Выдержка из его книги «Археологические памятники Архангельской области» (Архангельск, 1978 г., стр. 68):

 «Усть-Ваймуга. Стоянка. II – I тысячелетия до н. э. Открыта А.А.Куратовым в 1969 г. на правом берегу р. Ваймуги, при ее впадении в р. Емцу. При ocмотре сравнительно высокой луговой террасы (2 м) установлен небольшой по мощности (5 см) культурный слой в толще супеси на глубине 0,75 м. В небольшой коллекции выделяются кремневый наконечник стрелы треугольной формы, скребки, три ножа, нуклеус и глиняное грузило.

 Ратонаволок, левый берег реки Ваймуги, в излучине реки, на пахотном поле перед деревней Ратонаволок. Каменные орудия. Вещи XVII в

 О местных названиях, их возможных авторах и значениях.

Память о предшественниках русских на емецкой земле осталась и в некоторых топонимах. По ним исследователи определяют национальность оставивших их народов.

 В писцовой книге 1676 года в числе прочих ратонаволоцких поселений называется починок «Чюхча, Чюхоцкой тож, на р. Емце», названный в «Списках населённых мест» 1859 года деревней Чухча. Возможно, деревня расположилась на месте бывшего глухариного токовища, поскольку чухч в переводе с саамского языка означает «глухарь».

 Для этимологизации основы вайм названия реки Ваймуги топонимисты предлагают несколько версий. В том числе: от финского, ижорского, карельского vaimo – «жена, супруга, женщина» и прасаамского vaimu – «сердце, мозг; нрав». При этом почему-то ими не берётся во внимание саамское vaim – «просека». Кстати, кроме впадающей в Емцу Ваймуги, имеются Ваймога – приток Уфтюги и Вайманьга – приток Ваги.

 Интересным для этимологизации является название, которое носит куст деревень – Ратонаволок. В «Списках населённых мест» 1859 года центральное для этой местности село Ивачевское в скобках именуется ещё и как Ратонаволоцкое.

 Основа рато в названии напоминает русское слово рать. Возможно, благодаря этому созвучию и появились «народные» этимологии (версии происхождения) топонима. В одной из них рать новгородцев билась в здешних землях с представителями чудского племени емь.

 В Сведениях о Ратонаволоцком приходе 1894 года приведена другая народная версия: «Название этого прихода, по преданию, произошло от лесной местности (наволок), где в смутное время стрельцы и Емчане сражались (ратовали) с поляками и литовцами, которые…были отражены стрельцами и Емчанами, засевшими в лесу».

 Красивые легенды. И вполне возможно, что не совсем безосновательные. Степень правомерности их существования должны определить археологи.

 Впрочем, «ратная» версия происхождения искомого имени исключается записью в писцовой книге 1622 года, в которой при перечислении вотчин Антониево-Сийского монастыря приводится иное название местности: «На Ратаеве Наволоке».

 Вторая, «наволоцкая» часть названия в прорезанной густой сетью рек северной Руси встречается повсеместно. Часть пути между водными объектами лодки приходилось «волочить», «тащить волоком». Это действие происходило «на волоке». От него получили названия десятки местностей и деревень. Кстати, в переписи 1676 года читаем: «д. Семушинская, на Семушине на волоке» и «поч., что была д. Шобунинская, а Заборе малое тоже, на Ваймуге на волоке».

 В Архангельской области так именуются 11 деревень, в Вологодской – 6. В северо-западных российских регионах это название носят 32 населённых пункта. Кроме того, термин «наволок» входит в состав 35 сложных топонимов, «наволоки» - 6 топонимов.

 Что означает в названии местности (наволока) слово Ратаев?

 Вероятнее всего родовое (семейное) прозвище. Следует сказать, что в допетровскую эпоху от переписчиков требовали, чтобы они записали «по именем с отцы и прозвищи». С 1718 по 1887 год для учёта лиц, облагаемых податями, существовали ревизские сказки. Переписи проводились в разных частях страны, по различным поводам, для отдельных сословий в разное время. И только в 1897 году была проведена всеобщая перепись российского населения, в процессе которой разнородные индивидуальные наименования приводились в официальную форму из трёх составляющих – имени, отчества и фамилии.

 И ещё. Становление фамилий - процесс, который длился не одно столетие. Не было «первых» фамилий. В них постепенно могли превратиться иные именования, в том числе отчества и дедичества. Установить из нашего времени, фамилия это («деревенская», «дворовая», «уличная») или отчество, дедичество, можно, только располагая документальными данными более трех поколений. Многие фамилий северных крестьян произошли от семейных прозвищ, которые, в свою очередь происходили от «уличного» прозвища того или иного члена семьи. Они фактически выполняли роль фамилий у крестьян в обиходной жизни до их массового закрепления в конце XIX века. Прозвища нередко давались в связи с какими-то особенностями внешности, телесными дефектами носителя. Примеры: Безноговы, Безруковы, Белоглазовы, Короткие, Тонкие, Пузановы, Носовы, Криворотовы, Кривошеевы и т.п. Или рода занятий носителя. Отсюда фамилии Кузнецовых, Портновых, Плотниковых, Токаревых и т.д.

Прозвище Ратаев, вероятнее всего,  из этого, «профессионального» ряда. Причём в двух возможных значениях.

 Ра́тай (от древнерусского глагола «орати», что означает пахать) — пахарь, человек, который вспахивает, взрыхляет, вскапывает землю, землепашец» В былине «О Вольге Святославгиче» читаем: «Орет в поле ратай, понукивает, сошка у ратая поскрипывает».

 Впрочем, имеется и «военное» значение слова: ратай — одно из названий воина в Древнерусском государстве, не принадлежавшего к княжеской дружине.

 В славянских странах фамилия Ратай является весьма распространённой. Много Ратаевых и в России.

 Какое из двух значений вложено в прозвище Ратаева, от которого получили название местность и наволок, не установить.

 Откуда пришёл Ратаев и почему его имя получил наволок?

 В статье А.И. Копанева «Емецкие» (Крестьянство Русского Севера в XVI в., стр. 101, Л., 1978) содержится описание сделки с землёй своеземцев Емецких: «В 1549 г. три брата Емецких – Тимофей, Гордей и Андрей… дали в Антониево-Сийский монастырь пожню на Великом острове, образованном течением р. Емцы. После описания Заболоцкого Гордей и Тимофей заложили свою вотчинную деревню Мартыновскую Лариону Никитину Ратаеву. Позднее Ратаев поступился“ этой деревней вместе с закладной своему зятю Афанасию Андрееву Емецкому».

 В указанные времена Емецкие относились к числу богатых землевладельцев. Описание Заболоцкого осуществлялось в 1552 – 1553 годах. То есть к этим годам упомянутый в закладных участник сделки, тесть одного из Емецких - Ларион Никитин Ратаев, вероятнее всего, был тоже довольно обеспеченным своеземцем.

В Писцовой книге Двинского уезда письма и меры Мирона Андреевича Вельяминова и подьячих Бажена Степанова и Антона Подольского 1621-1624 годов в соседней с Ратонаволоком деревни встречается имя одного из его возможных потомков:

 «Деревня Малая Шилцова у Часовни. В. Тренка Кузмин сын Ратаев да племянник его Ивашка Ерофеев. Пашни паханые и с отхожею пашнею что на Великом и на Малом острову середние земли три чети без третника в поле а в дву потому ж Сена меж поль четыре копны Лесу непашенного десятина В живущем полчети и полчети выти».

 Кроме названной земли Тренка Кузмин сын Ратаев пахал наездом землю «пустого двора» и возле деревни Бораковской.

 И в той же переписи 1622 года вдруг прозвучало название куста деревень Антониево-Сийского монастыря: «На Ратаеве Наволоке…».

 Почему наволок стал зваться Ратаевым?

Может быть крестьянин Ратаев владел вместительным судном? Или содержал к тому же и зимнюю переправу? На противоположном берегу Ваймуги к 1622 году появились восемь деревень. Надо было как-то обеспечивать их «связь» с заречными деревнями и центральным селом Емецком.

 Разумеется, это всего лишь предположение. Известно одно: к 1622 году наволок стал Ратаевым. Знать, велики заслуги носителя имени.

 Почему в названии поселения сократили первую часть Ратаев?

 Известный топонимист В. А. Жучкевич, говоря о сокращении как одном из наиболее типичных явлений в топонимике, отметил: «Оно объясняется тем, что для разговора не требуется подробной характеристики называемого географического объекта, достаточно лишь общего и по возможности краткого его обозначения. Скорость сокращения зависти от частоты использования топонима. Так, город Ростов-на-Дону в устной речи называют Ростов-Дон или просто Ростов, Нижний Новгород – Нижний, Санкт-Петербург – Питер».

 Вспомним: Архангельск – Архара, Северодвинск – Севск и т.д. Добавим в этот ряд и находящийся к северу от Емецка Брин – Наволок, который в переписи 1676 года назывался Брилиным.

 Ленив порой человек. Вот и представители новых поколений куста деревень Ратаева Наволока, возможно, начали «глотать» в речи окончание ев и звук а заменили на о. В результате трансформации появился загадочный Ратонаволок.

 ***

Разумеется, на многие вопросы из прошлого славного русского поселения в кратком повествовании ответить невозможно. Автор серии очерков об истории холмогорских поселений при их подготовке и публикации пытается выполнить  более скромную задачу – обозначить основные вехи, ключевые даты истории местностей, сёл и деревень. Пусть другие исследователи напишут более точные и подробные истории семей, родов, мест родных. Хочется пожелать им в этом благородном деле удач и открытий.

 А пока из приведённых в данном очерке документов следует, что датой первого упоминания входящих в поселение Ратонаволок деревень следует считать 1578-й год.

С 445 – летием, Рато-Наволок!

 Александр Чашев

***

В качестве иллюстрации использован рисунок Степана Григорьевича Писахова «Погост (Ратонаволок). Церковь Петра и Павла», 1920 год. Из фондов Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

***

Предыдущая публикация из цикла «Читая страницы минувших веков»: https://rusnord.ru/hot/61745-kojdokurja-istorija-poselenija.html  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (115)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20