Майские 1919 года номера газеты «Вестник Временного Правительства Северной Области» (далее – ВВПСО) скупы на сообщения о военных действиях. Главная причина указана в небольшой заметки от 1 мая:
Прекращение почтового сообщения. В виду наступившей распуты с 26 апреля прекращено движение почты между Архангельском и Пинегой впредь до открытия навигации.
Незначительными боестолкновениями отмечен май:
Неприятельские отряды, приблизившиеся вчера к нашим позициям на Ваге и на левом берегу Двины, были рассеяны огнём нашей артиллерии и пулемётов. На железнодорожной линии незначительная перестрелка. На остальном фронте спокойно.
Сообщения середины мая:
17 мая вечером было небольшое столкновение разведчиков на правом берегу реки в одной версте к югу от Нижней Кицы. На Двине неприятельская канонерка сделала несколько выстрелов по укреплениям Кургомина, но была отогнана огнём нашей тяжелой артиллерии.
27 мая Архангельск хлебом-солью встречал первые отряды британских добровольцев. В репортаже об этом событии неизвестный корреспондент в частности написал:
Генерал Гроган высказал представителям общественных организаций четко и ясно мотивы прихода добровольческих войск: для помощи вам пришли освободить Россию, сделать её великой, достойной союзницей, как встарь. Следовавшие за генералом войска добровольцев и взглядом, и движениями, и твёрдым ударом ноги о булыжную мостовую как бы ясно говорили: «знаем, зачем пришли».
Разумеется, не все архангелогородцы восторгались происходящим вокруг. Таких привлекали к ответу:
Военно Окружной Суд, рассмотрев 14 апреля 1919 года дело по обвинению кр-на Гусева Апполинария Акиндиновича в том, что 5 сентября 1918 года в г.Архангельске, в Александровском саду, на митинге, созванном по вопросу воссоздания русской армии, произнёс речь с призывом не вступать в ряды солдат и не воевать с большевиками, так как они – наши братья.
Приговор сочувствующему большевикам пацифисту был тогда мягок: три месяца тюрьмы. Их он уже отбыл.
О военном положении напоминали и административные наказания. Некоторые из них:
За приезд в г.Архангельск без надлежащего на то разрешения граждан Холмогорского уезда, Кушевской волости, села Нижние Матигоры Якова Кирилловича Онегина и Степана Яковлевича Онегина подвергнуть штрафу в размере 100 рублей, с заменою при неуплате арестом на 3 суток каждого.
Следующее:
От 23 мая 1919 г. За торговлю в кухмистерской после 21-30 гражданина Михаила Ефимовича Ложкина, проживающего в Соломбале по Никольскому пр. д. 82 подвергнуть штрафу в размере 1000 рублей, с заменой при неуплате на 30 суток ареста.
И более суровое:
За появление на улице после 12 ч. ночи без пропуска и в пьяном виде гр. Ярославской губ. Василия Николаевича Блатова подвергнуть штрафу в размере 2000 рублей, с заменой при неуплате арестом на 2 месяца.
Из большевистской России доносились обнадёживающие слухи:
Накануне падения Петрограда. С чувством боевого восторга прочтёт каждый солдат и каждый офицер известие об обложении Петрограда, потому что Петроград, когда-то бывший окном в Европу, теперь будет дверью в Россию, для тех, кто её потерял и с безумною храбростью ищет. Новости из Донбасса тоже кого-то радуют:
Южно-русский фронт. Агентство Рейтера сообщает, что по последним известиям с фронта, на котором сражается добровольческая армия, кубанские казаки захватили Мариуполь. Прорвавшись через большевистские передовые линии у Дебальцева казаки очистили от неприятеля широкое пространство на западе до морского берега. Ими было взято 6000 пленных и 2 бронированных поезда.
По кругу иногда история шастает?
Нынче вот Финляндия в НАТО вступает назло давшей ей независимость России. Более ста лет этому противостоянию. В номере ВВПСО за 2 мая 1919 года заметка о его возможном начале:
Ультиматум Финляндии большевикам. Телеграмма из Гельсингфорса сообщает, что Финляндское правительство послало народным комиссарам ультиматум, в котором требует прекращения военных действий большевиков в Карелии и, в противном случае, грозит советскому правительству объявлением войны.
Воюют гордые литовцы:
Литовское продвижение. Литовское бюро печати сообщает, что литовские войска продвигаются на фронте в 270 миль от Гродненской губернии до Курляндии и приближаются к Вильно.
И даже эстонские парни вдруг осмелели:
Эстонцы и Петроград. Генерал эстонской армии Ларка, недавно прибывший в Гельсингфорс заявил, что эстонцы считают взятие Петрограда сравнительно лёгкой задачей.
У больших держав заботы масштабнее. Создали они «Комиссию об ответственности за войну», которая после недолгой работы издала отчёт. Его первой статьёй ответственность «всецело возлагается на Германию и Австро-Венгрию». В других статьях содержатся 32 обвинительных пункта, составленных применительно к Гаагской конвенции, а также обсуждается вопрос об образовании международного верховного трибунала.
В номере ВВПСО за 14 мая приведено краткое содержание подготовленного к подписанию Мирного договора. Согласно ему Германия должна поставлять странам-победителям бесплатно в течение 5 лет от 25 до 50 процентов производимой продукции и сырья; заморожены её золотые запасы; изымаются акции ряда государств; отторгаются в их пользу территории и т.д. и т.п.
Как отнеслась к этому побеждённая страна? Ответ в газетной публикации:
В Германии. После получения германским правительством текста мирного договора оно объявило в Германии траур. На заседании национального собрания выступили представители всех партий с выражением возмущения по поводу несправедливости союзников. Одновременно пресса ведёт ярую кампанию, обвиняя союзников в империализме.
Кусает загнанная в угол крыса. Через 20 лет «укус» этот будет жестоким и ужасным.
Как известно, история ничему не учит. Возможно, потому и повторяется многое. Ещё один пример в заметке ВВПСО от 14 мая 1919-го:
В единении – сила. За последние дни в Лондоне собралось много представителей самых разнообразных русских организаций, ведущих борьбу с большевиками. Все они говорят с неподдельным волнением о гнусном насилии, совершаемом кучкой предателей-извергов над Великой Россией.
Мёдом что ли намазано в лондонских пабах для «борцов с режимом» разных времён? Или всего лишь «англичанка гадит»?
Иногда этот «процесс» сразу и не «раскусишь». В «Ведомостях» опубликовано распоряжение Главнокомандующего союзными силами о формировании в Архангельске «Воспитательного батальона малолетних имени генерала Айронсайда», в который принимаются:
1 Мальчики, совершившие проступки, караемые заключением в тюрьму. 2 Малолетние бродяги и бездомные. 3 Малолетние, родители которых пожелали бы поместить их под наблюдение и уход за ними в условиях здоровой военной дисциплины. … Мальчики, принятые в воспитательный батальон, будут находиться на полном иждивении Великобританского Правительства.
С одной стороны, вроде бы благое дело англичане затеяли. С другой…? Почему-то вспоминаются османские янычары. Для бывших соплеменников они стали злейшими, ярыми, безжалостными врагами. Наших мальчиков англичане не успели. Интервенция недолгой оказалась.
У муниципальных властей заботы более гуманные. В наше время можно применить опыт из прошлого, суть которого изложена в объявлении губернского правительственного комиссара, ссылающегося на постановление генерал-губернатора от 11 октября 1918 года:
Домовладельцы и заменяющие их лица обязаны содержать мостки на прилегающих к их домовладениях участках улиц в состоянии полной исправности. …Объявляю, что независимо от текущих осмотров мною назначен на 1 июня 1919 года общий осмотр мостков, после какового срока взыскания не неисправных будут налагаться мною в усиленном размере.
Чем завершился смотр мостков нам неведомо. Может, песнями? Иногда они приносят доход:
В пользу партизан. Хор любителей пения в Архангельске под управлением В.А.Петровского передал в личное распоряжение Генерал-Губернатора 7231 р. 75 к., вырученных с устроенного хором концерта.
Заканчивается заметка (так, на всякий случай) повторным заклинанием: Деньги эти предназначены исключительно для воинов-партизан.
Для более взыскательной в искусстве публики в газете анонсируется другое мероприятие:
Последний симфонический концерт, устраиваемый Союзом Оркестрантов в понедельник, 19 мая. В концерте участвуют: свобод худож. Л.В.Смирнова (рояль), С.В.Ожигова (арфа), артист русской оперы М.Г.Рышков (баритон) и А.С.Литвяк (скрипка). Программа составлена из произв. А.Глазунова, А.Аренского и Э.Грига. Дирижирует Н.Г.Карташев.
О сменщиках земных не только интервенты думали:
26 мая состоялось 1-ое собрание членов-учредителей «Русский скаут». В скаутском движении есть здоровое ядро – нравственное самоусовершенствование подрастающего поколения, культ духа, наряду с заботами о физическом развитии. Несмотря на это, обыватели-родители не проявили особенного интереса, и собрание было малолюдным.
Не оценили обыватели прекрасные порывы душ представителей культурной элиты. Для продвижения благих начинаний энтузиасты решили в единый союз сплотиться. Газетная заметка об этом:
От Союза Интеллигенции. 15 апреля с.г. определением архангельского окружного суда зарегистрирован устав Союза Интеллигенции в г.Архангельске, а 23-го того же апреля общим собранием учредителей избран совет этого союза. …Заявления о желании вступить в члены Союза Интеллигенции принимаются председателем совета А.Г.Пресняковым и членами совета.
Пройдёт немного времени и установится правило, согласно которому, если ты – член союза, то лишь тогда имеешь «официальное» право называться художником, поэтом, писателем и т.п. Наши предшественники из Северной области при вступлении в Союз Интеллигенции бескорыстными мотивами руководствовались. Увы, очень скоро некоторые из них свободой заплатят за проявления этого редкого человеческого качества.
Александр Чашев
***
Предыдущие вести из Северной области: http://rusnord.ru/politic/55258-shpionazh-spiski-nezamenimyh-i-drugie-vesti-iz-severnoj-oblasti.html